Найти тему

Большой разбор. HBXG/SHEHWA SD7N

Можно ли за 70 лет научиться делать хорошие бульдозеры? Вполне, особенно если работать по чертежам CAT и ставить американские двигатели. По крайней мере, у HBXG (они же SHEHWA) получилось прийти к успеху именно по этой схеме: бульдозеры китайской марки стабильно поставляются на европейские рынки в приличных объемах. Сегодня знакомимся с бульдозером HBXG SD7N (SHEHWA) – мощным «китайцем» с горячим и большим американским сердцем.

О бренде

Строго говоря, бренд, под которым HBXG продает бульдозеры в России, называется SHEHWA. HBXG - это аббревиатура наименования крупного производственного государственного китайского комплекса Xuanhua Construction Machinery Co., к которой добавлена пара букв из еще одного труднопроизносимого названия Hebei Xuangong – бренда-предшественника SHEHWA.

Англоязычное лого бренда HBXG/SHEHWA
Англоязычное лого бренда HBXG/SHEHWA

Вся эта запутанная история интересна нам только одним фактом – несмотря на смену названий, все 70 с лишним лет существования (HBXG основан в 1950 г) компания занималась разработкой и выпуском только бульдозеров. Это говорит, как минимум, об отлаженной производственной цепочке – а, значит, и потенциально высокой надежности. И правда: бульдозеры HBXG интересны тем, что все комплектующие производятся и устанавливаются на одном заводе. Как минимум, это исключает невынужденные ошибки при сборке, которые потом грозят обернуться поломкой после первой тысячи машино-часов.

HBXG/SHEHWA в России

В Россию SHEHWA начала поставляться около 10 лет назад и получила неплохие отзывы. Что объяснимо: японские и американские бульдозеры в том же классе стоят в 2 раза больше, а характеристики те же. Плюс HBXG в 2007-м году был удостоен звания «лучший китайский бренд», что все-таки гарантировало определённый уровень надежности и качества.

HBXG/SHEHWA изначально строил свой ассортимент на создании аналогов Komatsu и CAT, не стесняясь использовать и двигатели Cummins производства США. В случае с HBXG SD7N такими аналогами стали Caterpillar D7H D7R, Komatsu D85A-8. По схожести функционала и характеристик к аналогам также можно отнести китайский SHANTUI SD23 и отечественные Промтрактор Т-15, ЧТЗ Б 13.

HBXG SD7N SHEHWA
HBXG SD7N SHEHWA

HBXG SD7N SHEHWA

Линейка SD бренда добросовестно «списана» с CAT до мелочей. Бульдозер SD7 – ранняя версия рассматриваемой нами машины – была выпущена в 1993 году и пользовалась заслуженной популярностью не только в Китае, но и во всей Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, Канаде. Сейчас на рынке модернизированная версия: SD7N получил усовершенствованную систему управления, новый радиатор, более комфортную и просторную кабину. И, что самое главное – добрался-таки до Евросоюза, куда поставляется с двигателем Tier-3.

С полусферическим ковшом
С полусферическим ковшом

Дизель и силовая передача

HBXG SD7N - средний бульдозер 15 тягового класса (на самом деле, ближе к 20-му: 19 тонн-сил). Как и положено двоюродному брату CAT, SD7N оборудован дизелем Cummins NT855-C280S10 (у дилеров в РФ может встречаться ChongQing – локализованный аналог с хорошими отзывами). 14-литровый, 6-цилиндровый агрегат с оптимизированным расходом и мощностью в 280 л.с. при сравнительно небольшой массе и прямом с перекосом 8,4-кубовым отвалом обещает хорошие показатели при работе на наклонных (до 30 градусов) поверхностях и с плотными, глинистыми, с гравием, промерзающими почвами (грунты 5-6 класса сложности).

Тот самый Cummins
Тот самый Cummins

Агрегат действительно мощный, который совсем ненамного уступает в производительности бульдозерам 25-го тягового класса, запас крутящего момента – 23%.

Гидротрансформатор – 1 ступень с делителем к/м. 70% крутящего момента передается через него, остальные 30% - прямо на вал для повышения эффективности.

Трансмиссия и гидравлика

Крепкое во всех смыслах решение с версии SD7 93-го года решили не трогать. На SD7N осталась 3-хступенчатая китайская коробка Power Shift с переключением под нагрузкой, а спирально-коническая главная передача - в одном узле с КПП, что позволяет оптимально распределять крутящий момент.

Удачное конструктивное решение - конечные бортовые передачи SD7N «вынесены» вверх, что позволяет им быть защищенными от ударов во время работы бульдозера. Они представляют собой сборный модуль: в каждый входит 2-хступенчатый планетарный редуктор и смонтированная на ступице ведущая звездочка.

Катки в разрезе
Катки в разрезе

То есть, ее сегменты в случае чего можно поменять без съема гусениц – здорово экономит время. Наличие трансмиссионного масла легко отслеживать по контрольной красной точке в кабине.

Гидравлика у HBXG SHEHWA SD7N комбинированная. Ключевые элементы (насосы, распределители) – от Permco (США), остальное китайское, прошедшее международную сертификацию. Система управления навесками – итальянская, джойстиком (HydroControl). Топливный бак 450 литров, если расход составляет 22л/час, то этого хватит примерно на 20 часов.

Конструкция

Одно из главных преимуществ HBXG SD7N, которое начинаешь ценить только после солидной наработки – это надежность литых элементов рамы, на которые приходятся основные нагрузки. Это говорит не просто о поверхностном копировании CAT, а о том, что китайцы поняли и переняли грамотные инженерные решения в плане перераспределения боковой и фронтальной нагрузки. Например, диагональная балка отвала HBXG SD7N крепится к раме бульдозера на шарнирной основе. Это позволяет передавать рабочие боковые нагрузки не на уязвимые тележки, а на литую часть рамы, расположенную в передней части корпуса. А эквалайзерная балка, закреплённая в литом элементе рамы, гасит ударные нагрузки.

Кабина

В целом, со времен SD7 ничего особенно не изменилось. Чуть усовершенствована геометрия, кресло подрессорено, рычаги и джойстик управления навеской под руками.

-6
В кабине с разных точек
В кабине с разных точек

Звукоизоляция (если о ней вообще можно говорить применительно к бульдозерам с движком 280 л.с.) в пределах разумного.

HBXG SD7N. Преимущества и недостатки

Начнем с плюсов. SD7N (как и SD7) действительно удачная модель – доказательства и по отзывам, и по официальной дилерской статистике.

· Проверенная конструкция. SD7N – модернизированная версия знаменитого SD7, который выпускался с 1993 года. За это время все, что нужно - попритерлось, все, что лишнее – отвалилось за ненадобностью.

· Экономичность. Меньше заправка бортовых редукторов (2 по 17 л - вдвое ниже, чем у аналогов), оптимизированный по потреблению топлива двигатель, длиннее интервалы между сервисным обслуживанием – существенная экономия на ГСМ.

· Производительность на уровне 20 тягового класса – притом, что сам бульдозер отнесен к 15-му: спасибо качественному движку. Но, как говорится, есть и нюансы – о них ниже. Дополняет картину и большой отвал (8,4 м3) 3,5 метра в ширину, который лопатит почти любые грунты легко и мощно.

· Легко транспортировать. Масса SD7N – 24,3 тонны, его можно относительно легко перевезти в полуприцепе с соответствующей г/п. Разумеется, со снятым отвалом.

· Подрессоренная ходовая увеличивает срок службы, поднятые боковые редукторы защищены от повреждений.

· Все ключевые узлы SD7N – в модульном исполнении, их можно быстро снимать для ремонта. К примеру, если возникли проблемы с коробкой, поднимать кабину не надо.

· Ключевые узлы и агрегаты – США (или лицензия), Италия. Весь «Китай» сертифицирован на соответствие международным стандартам.

· Есть подогрев для холодного запуска.

· Объективно необходимая электронная система мониторинга без лишних «наворотов»: обороты, жидкости, температура масла, дизель и т.д. – вся статистика доступна для выгрузки.

Недостатки

Комплектация без ROPS
Комплектация без ROPS

Главный недостаток (а, вернее, риск) – взять неэкспортный вариант бульдозера. Модели, собираемые на внешний рынок, комплектуются качественными запчастями и агрегатами, проходят испытания перед покраской. Модели, собираемые для внутреннего китайского рынка, стоят значительно дешевле, но и агрегаты у них летят на порядок чаще.

Разумеется, все упирается в деньги. Производителю выгоднее поставить надежный американский или итальянский агрегат, чем сэкономить и потом ремонтировать машину несколько раз по сервисным обязательствам – а за рубежом это выйдет еще дороже.

Такие бульдозеры стоят в 2 раза дороже «местных» и поставляются только официальным дилерам HBXG. Поэтому главное правило – закупать только у официалов со всеми документами. С «восстановленными» и прочим связываться выйдет себе дороже.

Опыт использования HBXG SD7N - отзывы

«За 3 года наработал 12 тыс. моточасов и продолжает трудиться. В трансмиссию заливаем Dexron II - ни с ГТР, ни с КПП нет проблем. Гусеницы меняли два раза, 5 500 моточасов они свободно выхаживают по скальному грунту. Один раз меняли катки. В целом аппарат очень резвый: пока Komatsu D355 делает один подход, SD – уже 3. Ребята из Троицка тоже подтверждали, что при сдельной оплате труда оператор на SD зарабатывает больше, чем на Komatsu».

Форумчанин excavator.ru

Китайская техника бывает всякой - и заводской, и подзаборной сборки! Знаю лично людей, которые практикуют сборку бульдозеров из "чермета", а потом продают по "ценам ниже заводских"! И кто-то эти машины покупает, а потом удивляется, почему новый бульдозер сломался

Форумчанин excavator.ru

«Купили СД 7 после обзвона 8 владельцев, все были довольны. Единственно у одного слизало шестерни в солнечной передаче, но он им вскрышу делал, мог и перегруз или просто брак производственный. Китайцы этот бульдозер делают уже лет 10, этим обусловлена продуманность конструкции. Кстати, по словам продавцов, делают его не только "официалы" но и множество людей "с лицензией на производство", та же марка, тот же бульдог, только качество немного не то..)»

Форумчанин excavator.ru