Найти в Дзене

Щусев - великий и ужасный

Как я уже рассказывал, в новогодние каникулы мы посетили выставку в московском Музее Архитектуры, посвященную 150-летию его создателя – знаменитого советского архитектора Алексея Викторовича Щусева. Выставка произвела сильное впечатление – настолько масштабным оказалось наследие выдающегося зодчего. Заинтересовавшись личностью Щусева, о котором не слишком много знал ранее, начал читать про него – еще на выставке поразила метаморфоза: творец православных храмов после 1917 построил три мавзолея для Ленина и стал, по сути, главным идеологом сталинской архитектуры. И действительно, личность Алексея Викторовича Щусева оказалась многогранной и противоречивой. Сын кишинёвского чиновника, он с блеском закончил Академию Художеств в Петербурге, совершил, как золотой медалист, за счет Академии, полуторагодовалую поездку по Европе и Северной Африке. Некоторое время оставался на распутье, чем заниматься – живописью или архитектурой? По возвращении в Россию у него поначалу возникли проблемы с получе

Как я уже рассказывал, в новогодние каникулы мы посетили выставку в московском Музее Архитектуры, посвященную 150-летию его создателя – знаменитого советского архитектора Алексея Викторовича Щусева. Выставка произвела сильное впечатление – настолько масштабным оказалось наследие выдающегося зодчего.

Заинтересовавшись личностью Щусева, о котором не слишком много знал ранее, начал читать про него – еще на выставке поразила метаморфоза: творец православных храмов после 1917 построил три мавзолея для Ленина и стал, по сути, главным идеологом сталинской архитектуры.

И действительно, личность Алексея Викторовича Щусева оказалась многогранной и противоречивой. Сын кишинёвского чиновника, он с блеском закончил Академию Художеств в Петербурге, совершил, как золотой медалист, за счет Академии, полуторагодовалую поездку по Европе и Северной Африке. Некоторое время оставался на распутье, чем заниматься – живописью или архитектурой?

Храм на Куликовом поле. Фото из открытых источников
Храм на Куликовом поле. Фото из открытых источников

По возвращении в Россию у него поначалу возникли проблемы с получением заказов. Но Щусева взял под свое покровительство художник-передвижник Михаил Васильевич Нестеров, работавший в том числе и в области религиозной живописи – и Алексей Викторович стал специализироваться на храмовой архитектуре, в которую внес свой собственный неповторимый стиль, сочетавший в себе историзм и модерн.

Казанский вокзал. Фото автора
Казанский вокзал. Фото автора

Но в то же время в этот период одной из самых грандиозных щусевских работ стал проект Казанского вокзала в Москве. Строительство началось в 1913 году, прервалось во время революции, вновь продолжалось в 20-е и 40-е годы, а последний этап работ по проекту – возведение Царской башни, состоялся лишь в 1997 году.

Фото автора
Фото автора

Гениальный архитектор, Щусев обладал еще и мощной деловой хваткой, умея грамотно предложить себя любому заказчику и оставаясь востребованным при любой власти. Найдя общий язык с большевиками, он выиграл главный конкурс своей жизни – на строительство Мавзолея Ленина, причем в отсутствие конкурентов, и стал практически самым приближенным к новой власти архитектором. Щусеву в дальнейшем прощалось очень многое – сопротивление сносу церквей и попытки сохранить в какой-то мере застройку старой Москвы. Интриги против него в 1937 не свалили Щусева окончательно, он вернулся на «трон» уже через год, а НКВД даже пальцем боялся тронуть автора мавзолея.

Здание Наркомзема. Фото автора
Здание Наркомзема. Фото автора

Архитектурное бюро Щусева превратилось в настоящую фабрику проектов – на выставке в МуАре меня просто поразило их количество – при том, что в конечном итоге реализовано была значительно меньшая их доля. Такой объем даже гениальному зодчему создать невозможно – сотни архитекторов, художников и проектировщиков работали на щусевскую «фирму». А она участвовала в практически любом значимом архитектурном конкурсе, причем не только в СССР, но и за его пределами. И подпись Щусева под чертежами и эскизами превратилась практически в торговую марку и знак качества.

Он был очень жестким и нетерпимым к ошибками руководителем – его сотрудники ругали и кляли его, но оставались в бюро десятилетиями или даже если уходили, возвращались туда вновь и вновь.

Под конец жизни он создал и возглавил музей архитектуры, носящий сейчас его имя. А его грандиозное наследие до сих пор украшает многие города бывшего СССР – от Мавзолея и здания КГБ на Лубянке, до маленькой часовни Святой Анастасии в Пскове.

Как мы побывали в Музее русского импрессионизма и МуАре

Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, на Кипр, в Италию , в Испанию , в Эстонию , а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов " . <--Кликать сюда!