Смешно и грустно читать, что пишут в интернете про светлое время, наступившее после праздника Рождества Христова. Святки! Прекрасное время радости духовной.
Отвечая на вопрос «что можно делать на Святки и чего нельзя», сочиняют (даже серьезные, на первый взгляд, интернет-издания), что только в голову взбредет. Черпают информацию не в храме, а в Сети, где сидят такие же «умники», которые считают, что Святки, это зимние радости с шумными гулянками.
Задают вопросы и, листая календари и книжки, далекие от православной традиции, сами на них отвечают. Да так невпопад, что - хоть стой, хоть падай.
Вот вопрос, самый актуальный - про то, что можно (а значит, нужно). Первый пункт - гадание на Святки. Людям навязывают доязыческую традицию, далекую от светлого праздника, советуют испытать на себе разные способы гадания – один другого «краше». (Гадание - это грех.)
Второй – колядки, когда можно много денег насобирать…
Про их «можно» – нечего больше особо сказать. А про «нельзя»? Приготовьтесь! Не разрешают советчики показывать незнакомым новорожденных детей, возрастом менее 40 дней, пускать ночевать малознакомых, убираться в доме, мотивируя тем, что «с мусором можно вымести из дома счастье и достаток». (Да детям нежелательны показы, но не из-за приметы, а из-за риска подхватить какой-нибудь вирус. И все работы можно делать, которые делаются в обычные дни!)
Запрещают, приводя свои «аргументы», рукоделием заниматься, (штопать, шить, вязать, иначе - потеря зрения), ловить рыбу, ходить на охоту (а то беда!), деньги давать взаймы (плохая, видите ли, примета).
Есть, вроде, и полезные советы, но аргументация приводится такая, что не до смеха.
Например, если не отказать в помощи, то собственные грехи окупятся. А переедать нельзя, так как здоровье пострадает. Если делать добрые дела, то год без нужды проживешь. (Делать добрые дела надо, и не только в праздничные дни, но грехи очищает только искреннее покаяние, исповедь...)
Печалиться нельзя, ибо негативная энергетика набросится (печалиться, когда Церковь ликует, тоже не стоит!). В азартные игры женщинам нельзя, согласно примете, ибо в это период (святочный!) они отпугнут потенциальных женихов (игры, и не только для женщин, не приносят ничего хорошего людям, кроме проблем).
Надо ходить в гости с подарками, тогда и твой дом будет процветать. А чтобы год стал удачнее, надо в этот период запастись позитивным настроением. (В гости надо ходить и позитивом запасаться, но не для того, чтобы примета сбылась!)
Список таких советов можно продолжать… А вот – про церковный календарь дат на январь. У таких советчиков 14 января — Старый Новый год, и в этот день следует избавляться от старого и проводить ритуалы по очищению дома (старый новый год - отдельная тема, и мы напишем еще об этом.).
В Крещенский Сочельник, 18 января, следует святой водой запастись и искупаться в проруби.
А что советуют делать 19 января, на Крещение Господне? Не спорить, не ссориться, не делать тяжелой работы…
Дальше не хочется продолжать. Ведь ни один из сотен, тысяч советчиков не упоминает о храме, о службах, которые идут каждый день, начиная с 8 по 18 января, то есть в святочный период.
Если бы читали они не бульварные издания с их фантазиями, а черпали информацию в храме, от священников, то знали бы, что многое из того, что они «разрешают», является делом благим. Но только при условии, что будет без предрассудков, помня о том, что Рождество Христово и Крещение Господне связаны между собой, а период между ними – особый не потому, что можно разгуляями заниматься.
А почему особый? Хорошо об этом сказал однажды ныне покойный протоиерей Димитрий Смирнов про Рождество Христово, Крещение Господне и святки: «Изначально праздник, который мы празднуем, так и именовался – Богоявление. Потому что Рождество Христово – это и есть Богоявление. И праздновали одновременно и пришествие в мир Христа Спасителя, и его жизнь внутри Святого семейства, и потом выход на проповедь, который начался с Крещения в водах Иордана. И поэтому святки как раз знаменуют то, что этот праздник един: он не прерывается, он идет от Рождества до Крещения. Все это один и тот же праздник, по-гречески "феофания" – явление Бога в мир.»
Протоиерей Андрей Ткачев считает, что в этот период христиане больше грешат, чем в другие периоды, и советует: «Не терять плоды поста нужно научиться в праздники. Среди разносолов на столе не забывать пищу Слова Божия. Вместо пьянства мерзкого, наследственного, ликероводочного прилежать к Божественному опьянению Литургической молитвы. В общем, в любой праздничный период нас ждет очередное испытание праздником, испытание, требующее трезвения, веры, и настоящей, а не суетной радости.»
И еще: «Что ни говори, а умение быть сдержанным в дни радости стоит не меньше (если не больше), чем умение с терпением переносить невзгоды.»
Для справки: святки продлятся с сегодняшнего дня, 8 января, до 17 января включительно. По церковному уставу, этот период считается «сплошным», т.е. без постных дней (поста в среду и пятницу нет). В Крещенский сочельник, 18 января, в канун Крещения Господня, постный день.
На святки христиане прославляют пришедшего в мир Христа и веселятся. И смысл святых дней не в непостной еде и веселых играх, а в Радости, пришедшей в мир вместе со Христом.