Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Усадьба Дункер – Цетлина, или Место разгульных вечеринок, раздолье для Михаила Врубеля и штаб анархистов на Поварской

Оглавление

В предыдущей статье я упоминал, что Грачевской усадьбе на Поварской улице сильно досталось в время штурма анархистского штаба, что располагался по соседству. А вот и само то здание, о котором шла речь.

Это – усадьба Казакова – Дункер – Цетлина, наверное, одна из самых эклектичных построек всей Поварской слободы. Дело в том, что, как водится, дом этот строили и перестраивали неоднократно и долго, добавляя к нему все новые объемы, придавая ему…

…Все новые и новые обличья

Изначально здесь располагалась усадьба князей Хованских, построенная еще в начале восемнадцатого века. Правда, на Поварскую тогда выходил просторный сад, а все постройки, коих было немного, смотрели на Большую Молчановку. В конце столетия Хованские едва не разорились, и им пришлось продать усадьбу.

Её приобрел отставной майор Алексей Андреевич Казаков. Вот именно он и заложил первый камень того особняка, которым сегодня любуемся мы, гуляя близ Нового Арбата.

-2

После кончины Казакова в 1809 году и его похорон в Симоновом мужском монастыре, усадьбу унаследовал генерал-лейтенант Иван Чертков, командир лейб-гвардии Преображенского полка. Он, как и его предшественник, много усилий вложил в развитие имения, но тут случился Наполеон, и все труды двух отставных офицеров сгорели в охватившем всю Москву страшном пожаре.

В 1813-м усадьбу, все еще весьма обширных размеров, отстроили заново, а полтора десятка лет спустя ее купила Варвара Петровна Пукалова – жена синодального обер-прокурора и фаворитка графа Алексея Андреевича Аракчеева. То была…

…Красавица, шумная и эксцентричная особа

Говорят, цыганка ей нагадала, что та умрет ночью в своей постели, и девушка взяла за правило в своей постели не спать, проводить ночи в кутежах, пирушках, балах и карточных играх, а отсыпаться днем.

-3

Неизвестно, помогло ли это ей, но уже в середине века усадьбу раздробили на части и распродали. Тогда-то и возникло владение №9 в сегодняшних своих размерах да с этим самым особняком, сдаваемым внаем.

-4

В 1867 году одним из его жильцов сделался Павел Васильевич Щапов, библиофил и коллекционер, владевший одним из самых крупных частных собраний иллюстрированных книг, которое позднее завещал Историческому музею.

-5

Рассказывали, что по примеру своей предшественницы, Щапов ударился в кутежи и шумные развлечения. Дело дошло до того, что его братьям – потомственным предпринимателям и фабрикантам, жившим близ Елохова, пришлось взять его на поруки и увезти в родное гнездо. Как только ценнейшую библиотеку не прогулял!

Одним словом, соседи у родовитых, знатных обитателей Поварской улицы в девятнадцатом веке были шумные и беспокойные.

-6

По крайней мере, до 1873 года, пока владельцем дома №9 не сделался Давид Абрамович Морозов, представитель знаменитого купеческого рода, известного нам по множеству историй и оставившего яркий, неизгладимый след в истории Москвы.

-7

А вслед за ним, с 1892 года здесь…

…Поселилась Елизавета Дмитриевна Дункер

Племянница русского поэта Афанасия Фета и дочь известного предпринимателя и коллекционера живописи, потомственного почетного гражданина Дмитрия Петровича Боткина, торговца чаем, родного старшего брата лейб-медика Сергея Петровича Боткина, чье имя уже более ста лет носит знаменитая больница на Беговой.

Елизавета Дмитриева, получив от недавно скончавшегося батюшки неплохое наследство, пригласила архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова, и тот построил на участке новый двухэтажный дом (7 фото),

с элементами классического ордера и неоренессанса, застекленным эркером, вазонами в нишах и обилием лепных украшений (15 фото).

Парадный вход в особняк переместился влево, в свежепристроенный объем (7 фото).

А оформление интерьеров поручили Михаилу Александровичу Врубелю.

«Отсутствие у новой, коммерческой аристократии дворянских предков восполнялось возведением фамильных замков. Парадный вход одного из них было доверено оформить Михаилу Врубелю. Илья Семенович Остроухов, простив художнику их «маленькую историю с киевскими эскизами», летом 1893 года сосватал Михаила Александровича родне своей супруги.
– Хлопоты мои увенчались успехом, – ликовал Врубель. – Я получил довольно большой заказ: написать на холстах три панно и плафон на лестницу дома Дункер, женатого на дочери известного коллекционера Дмитрия Петровича Боткина, работа тысячи на полторы; что-нибудь относящееся к эпохе Ренессанс и совершенно на мое усмотрение.
Заказ этот был чрезвычайно важен. В публичных выставках Врубель не участвовал, покупателей на его картины пока не находилось. Серия панно в доме известных просвещенных москвичей сулила возможность продемонстрировать себя Москве как живописца. Заказчики воодушевляли – культурная элита! Отец хозяйки дома, европеец по его художественным вкусам, славился тонко подобранным собранием полотен современных западных мастеров, в основном французских и немецких, но также итальянской, испанской, венской, скандинавской школы. К тому же Елизавета Дункер, урожденная Боткина, была племянницей (и адресатом нескольких стихотворений) Фета, а это имя, вместе с именами Майкова и Полонского составлявшее «триумвират поэтов чистого искусства», много значило для Врубеля. Да и владелец дома, высококлассный инженер Константин Густавович Дункер, кроме того что приобщал горожан к европейской цивилизованности – свой дом он обустроил водяным отоплением, электрическим освещением, даже лифтом, – проявлял компетентность в делах архитектурных.
Год назад молодожены Дункеры купили солидный, но старомодный, незатейливого вида особняк на Поварской. Теперь же, соответственно замыслу архитектора Ивана Кузнецова, к дому пристраивалась боковая высотная часть с парадным входом. Надзор за строительством осуществлял сам Константин Густавович (дальнейшие пристройки и вовсе будут делаться по собственным его проектам). Внутри новый вход имитировал вестибюль итальянского ренессансного палаццо – простор, торжественный мрамор лестницы и высоких стройных арок. Врубелю предстояло дополнить этот неоренессанс росписью потолка и живописным триптихом, относительно которого была, как видно, оговорена лишь форма тройного арочного верха. Серьезная задача. Уединившись в номерах «Санкт-Петербурга», Михаил Врубель ломал голову:
– Теперь обдумываю темы и положительно теряюсь в массе; но не унываю, потому что чувствую, что так выужу что-нибудь по своему вкусу. Аллегорические, жанровые или исторические сюжеты взять?»
(Вера Михайловна Домитеева, «Врубель», глава 16)

В 1910 году Дункер продала особняк его…

…Последнему перед революцией владельцу, Осипу Сергеевичу Цетлину

И по его заказу архитектор и инженер Адольф Ноевич Зелигсон перелицевал фасад и изменил интерьеры.

-11

У Цетлина, а точнее, у его сына, Михаила Осиповича – мецената, писателя и поэта, здесь не раз гостили Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский, Максимилиан Волошин, Мстислав Добужинский и Валентин Серов.

-12

Когда случилась революция, Цетлины эмигрировали, а особняк захватили анархисты, что привело к вот уже дважды упоминавшимся боям на Поварской. Свидетелем тех сражений был писатель Иван Алексеевич Бунин, что жил в доме напротив и чьи окна выходили прямиком на сцену боевых действий. Все увиденное тогда он описал в своей книге «Окаянные дни».

-13

В двадцатых годах, после того как устранили повреждения фасада и ворот усадьбы, в нее вселился Нарком Юстиции и другие канцелярии, а с 1950 года – посольство Судана.

-14

А с 2004 года, после комплексной реставрации и включения особняка в реестр выявленных объектов культурного наследия, его занимает посольство республики Кипр и представительство Кипрской Организации по туризму.

-15
Дом Е.Д. Дункер, достопримечательность, Поварская ул., 9, Москва — Яндекс Карты

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!