Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 8 января в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1851 год. Доказано, что Земля вращается вокруг своей оси
Французский физик, механик и астроном Жан Бернар Леон Фуко провел в погребе своего дома на ул. Ассаса в Париже эксперимент, доказывающий суточное вращение Земли. Ученый сконструировал прибор, который состоял из пятикилограммового шара из латуни, подвешенного к потолку на стальной проволоке длиной 2 м. Исследователь качнул шар, а через некоторое время зафиксировал поворот плоскости качания на несколько градусов, хотя никаких оснований для этого не было. Из этого наблюдения Фуко сделал единственно возможный вывод: Земля вращается!
В феврале 1851 г. ученый устроил в Парижской обсерватории публичную демонстрацию, на которую пригласил академиков. Под куполом обсерватории он подвесил металлический шар массой уже 28 кг с зафиксированным на нем острием на стальной проволоке длиной 67 м. Крепление маятника позволяло шару свободно колебаться во всех направлениях. Под точкой крепления было сделано круговое ограждение диаметром 6 м, а по его краю насыпана песчаная дорожка. Таким образом, маятник в своем движении мог при ее пересечении прочерчивать на песке отметки, а чтобы избежать бокового толчка при его пуске, маятник отвели в сторону и привязали веревкой, после чего ее пережгли. Позднее этот прибор получил название маятник Фуко.
1937 год. Сталин более трех часов беседует в Кремле с немецким писателем-антифашистом Лионом Фейхтвангером
Фейхтвангер — самый влиятельный писатель времен Веймарской республики. Сын богатого еврейского промышленника, после прихода Гитлера к власти он в 1933 г. эмигрировал во Францию. На родине его книги подлежали сожжению, а имущество – конфискации. Фейхтвангер активно участвовал в международном движении в защиту культуры, редактировал совместно с Брехтом издававшийся в Москве в 1936–1939 годах журнал «Слово». Популярным Фейхтвангер был не только в СССР, его любили и в Англии, и в США. По свидетельству Томаса Манна, в этих странах «если хотели особо похвалить какую-то книгу, о ней говорили «почти как у Фейхтвангера».
В конце 1936 г. писатель приехал в СССР, где пробыл несколько недель. В то время он, как и многие другие видные писатели Запада, видел в нем единственную реальную силу, способную противостоять гитлеровской угрозе. «Быть за мир, – говорил Фейхтвангер, – значит выступать за Советский Союз и за Красную Армию. В данном вопросе не может быть никакого нейтралитета».
Встреча писателя со Сталиным продолжалась более трех часов и оставила у него «неизгладимое впечатление». В беседе с советским лидером литератор затронул в том числе и тему сталинского культа, напрямую заявив о «безвкусном и преувеличенном преклонении» перед личностью вождя. В ответ Сталин, пожав плечами, извинил своих крестьян и рабочих, которые не могли развить в себе хороший вкус, так как были слишком заняты другими делами. И слегка пошутил по поводу сотен тысяч увеличенных размеров портретов человека с усами – портретов, которые мелькают перед глазами во время демонстраций. Писателя шутка не удовлетворила, и он сказал, что даже люди, несомненно обладающие вкусом, выставляют его бюсты и портреты в совсем неподходящих местах, например, на выставке Рембрандта. Тогда Сталин, вдруг сделавшись серьезным, сердито заговорил о «подхалимствующих дураках», которые приносят вреда больше, чем враги. Всю эту шумиху, по его словам, он терпит только потому, что знает, какую наивную радость доставляет праздничная суматоха ее устроителям, а также потому, что знает, что все это относится к нему не как к отдельному лицу, а как к представителю течения, утверждающего, что построение социалистического хозяйства в Советском Союзе важнее, чем перманентная революция.
По итогам двухмесячного посещения СССР и встречи с «отцом народов» Фейхтвангер написал книгу «Москва 1937 год», в которой, в частности, отмечалось: «Его (Сталина) речи создают чувство близости между народом, который их слушает, и человеком, который их произносит. Он обладает огромной работоспособностью и вникает в каждую мелочь. Сталину, очевидно, докучает та степень обожания, которой он окружен, и он иногда сам над этим смеется».
«Сталин – поднявшийся до гениальности тип русского крестьянина и рабочего, – писал Фейхтвангер. – Говорит языком народа. Исключительно искренен и скромен, не присвоил себе никакого титула, принимает близко к сердцу судьбу каждого отдельного человека, не позволяет публично праздновать день своего рождения, близко знает нужды своих крестьян и рабочих, он сам принадлежит к ним… Дал Советскому Союзу новую демократическую Конституцию, окончательно урегулировал национальную проблему… У советских граждан есть обильная еда, одежда, кино, театры… На свои демонстрации они устремляются с детской радостью… Ученым, писателям, художникам, актерам хорошо живется в Советском Союзе… Государство бережет их, балует почетом и высокими окладами… В недалеком будущем Советский Союз станет самой счастливой и самой сильной страной в мире…»
В 1940 г., во время оккупации Германией Франции, Фейхтвангер был интернирован во французский концлагерь. Ему удалось бежать и перебраться с женой в США. Но до самой смерти в 1958 г. он так и не смог получить американского гражданства. Все из-за встречи со Сталиным и его книги «Москва 1937».
1943 год. Предъявлен ультиматум советского командования окруженной под Сталинградом немецко-фашистской группировке Паулюса
Рискованную миссию передать врагу ультиматум с требованием капитуляции решено было возложить на майора Александра Смыслова. Сопровождать его в качестве переводчика должен был Николай Дятленко. Опыта в подобных делах у Красной Армии на тот момент практически не было. По воспоминаниям Дятленко, одели их как женихов – в новенькое, еще хрустящее обмундирование. В последний момент было решено включить в группу третьего – трубача. И три советских офицера под белым флагом пересекли передний край немецкой обороны под Сталинградом. Парламентеров обстреляли, и они вернулись. А на следующий день повторили попытку.
На сей раз немцы приняли группу на переднем крае и отправили сообщение в штаб командующего 6-й армией Вермахта Фридриха Паулюса, чтобы решить вопрос о дальнейших действиях. В ожидании ответа советские и немецкие офицеры слово за слово завели разговор о праздниках. Немцы интересовались, праздновали ли русские Рождество и по какому календарю. Сколько праздновали – три дня, как немцы, или нет, и пили ли при этом спиртное. Парламентеры ответили, что Рождество в советских войсках праздновали по желанию, но те, кто праздновали, разумеется, выпивали: «Без вина у нас праздника не бывает!»
Между тем пришел ответ от Паулюса. Принимать ультиматум он отказался, но приказал обеспечить безопасное возвращение парламентеров на советскую сторону.
Дятлено вспоминал, что прощаясь с 24-летним немецким лейтенантом, он «выразил надежду на возможную встречу после войны, когда будет мир и нормальные взаимоотношения между нашими народами». «Вряд ли, – с грустью ответил офицер. – Не пройдет и месяца, как меня или вас убьют».
В отвергнутом немцами ультиматуме советской стороны всем пленным гарантировались медицинская помощь, «нормальное питание», сохранение знаков различия, наград и личных вещей. Однако на просьбу Паулюса предоставить ему свободу действий Гитлер ответил решительным отказом. Он не разрешил принять капитуляцию ни 8 января, ни 9-го, ни 23-го, когда любое сопротивление армии было уже бесполезно. С фанатическим упрямством Гитлер считал, что немецкий солдат не должен сдаваться в плен и даже в критической обстановке обязан умирать гордо со словами: «Да здравствует Великая Германия!». В результате 6-ая армия была полностью раздавлена, Паулюс лишился танков, боеприпасов и горючего.
Радиограмма о присвоении Паулюсу звания фельдмаршала была перехвачена 30-го января. В ней Гитлер ненавязчиво намекал: «Еще ни один немецкий фельдмаршал не попадал в плен». Фактически это означало требование самоубийства.
Но Паулюс ослушался фюрера. Утром 31 января новоиспеченный фельдмаршал через офицеров штаба передал советским войскам просьбу о сдаче в плен. Поражение под Сталинградом и пленение непобедимого Паулюса стало для Гитлера и населения рейха чудовищным ударом. В течение трех дней все немецкие радиостанции передавали похоронную музыку, в тысячах домов Германии воцарился траур. Рестораны, театры, кинотеатры, все увеселительные заведения были закрыты.
В 1946 г., давая показания на Нюрнбергском процессе, Паулюс скажет: «Советская стратегия оказалась настолько выше нашей, что я вряд ли мог понадобиться русским, хотя бы для того, чтобы преподавать в школе унтер-офицеров. Лучшее тому доказательство — исход битвы на Волге, в результате которого я оказался в плену, а также то, что все эти господа сидят здесь на скамье подсудимых».
1958 год. 14-летний Бобби Фишер становится чемпионом США по шахматам
С этой победы началось его восхождение к вершинам славы.
Американский вундеркинд впервые принял участие в турнире в 10-летнем возрасте и, хотя до этого не занимался ни в одной шахматной секции, легко победил всех своих сверстников. В 13 лет Фишер стал победителем юниорского первенства США, через год – чемпионом страны среди взрослых, а еще год спустя – самым молодым в истории гроссмейстером по шахматам.
Фишер постоянно находился в центре внимания, причем не только благодаря феноменальным успехам, но и из-за своих сенсационных заявлений. «В школе нечему учиться, учителя глупы, – безапелляционно заявлял он. «Нельзя, чтобы учителями работали женщины, – утверждал подросток. – В моей школе только учитель физкультуры был неглуп – он неплохо играл в шахматы».
В историю шахмат Фишер вошел как самый экстравагантный и эпатажный чемпион. Бобби постоянно чего-то требовал. То улучшить освещение, то убрать журналистов из зала, то разрешения не играть в пятницу вообще, а по субботам — не ранее семи часов вечера, то повышенных гонораров. Он даже на прием к президенту США не явился, узнав, что за это ему не заплатят.
А еще Фишер панически боялся поражений (он так редко проигрывал, что о его неудачах была издана книга «Как побеждали Бобби Фишера»).
Он будто притягивал к себе скандалы. Как-то его даже арестовали по подозрению в ограблении банка. При задержании гений шахмат, которого перепутали с грабителем, кричал, что он чемпион мира и отчаянно пытался вырваться, за что от души был избит полицейскими. Когда во всем разобрались, обвинения с Фишеры были сняты, но он был оштрафован за порчу имущества тюрьмы и неподчинение стражам правопорядка. Фишер отомстил, написав книгу «Меня мучили в тюрьме Пасадены».
Он и ушел из шахмат со скандалом – попросту отказался играть с Анатолием Карповым, когда ФИДЕ отвергла его список требований. А потом и вовсе на два десятка лет пропал из поля зрения, перебравшись в Европу и вступив в ряды одной из религиозных сект.
Фишер умер в 2008 г. в возрасте 64 лет. Его смерть вызвала целый шлейф новых скандалов – на сей раз вокруг наследства чемпиона, не оставившего никаких завещаний.
1977 год. Серия терактов в Москве
Время для диверсии террористы выбрали не случайно. Буквально две недели назад в Москве проходили торжества по случаю 70-летия Леонида Брежнева, столица принимала большое количество зарубежных гостей, и милиция с КГБ работали в усиленном режиме. После Нового года город, что называется, «расслабился». Больших мероприятий не проводилось, иностранных делегаций до 10 января не планировалось, правоохранители перешли на обычный режим несения службы. Москвичи в субботу 8 января отправились на вечерние киносеансы, в театры, концертные залы и на новогодние елки. На улицах и в магазинах было довольно оживленно…
Первая бомба взорвалась в 17:33 в вагоне московского метро на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская». Погибли семь человек и более 40 получили травмы. В этот же вечер в Москве прогремели еще два взрыва: в 18:05 в торговом зале продуктового магазина № 15 на ул. Дзержинского (ныне Большая Лубянка), неподалеку от зданий КГБ СССР, и в 18:10 – у продовольственного магазина № 5 на ул. 25 Октября (ныне Никольская).
Все оперативные подразделения КГБ и милиции были собраны по тревоге. На поиски преступников бросили лучшие силы розыскников. Операция получила кодовое название «Взрывники». Специалисты выяснили, что сработали самодельные взрывные устройства. На месте происшествия нашли фрагменты обычной чугунной утятницы, которая была начинена взрывчаткой и кусками металла для обеспечения зоны поражения. Взрывное устройство сработало от обычного будильника, изготовленного на часовом заводе в Ереване. Именно часовое устройство стало той ниточкой, которая привела к преступникам. Ими оказались Степан Затикян, Акоп Степанян и Завен Багдасарян, вступившие на путь террора в стремлении отделить Армению от СССР. Всех троих судили на закрытом судебном заседании и приговорили к расстрелу спустя два года после взрывов.