В Украине, России и странах бывших советских республик, уверен, не найдётся человека, который бы не видел «Приключения капитана Врунгеля», «Доктора Айболита» и «Остров сокровищ». Слава этих полнометражных мультфильмов Киевской киностудии шагнула и много дальше — смотрят и знают их в самых разных государствах. И любят тоже! Что неудивительно, ведь эта троица поражает юмором, запоминающимися персонажами, песнями и остроумием автора — режиссёра-аниматора Давида Черкасского.
Если сейчас смотреть ранние, короткометражные мультфильмы Черкасского, то воспринимаются они, как репетиции перед созданием трёх основных шедевров. По ним можно проследить, как постепенно прорабатывалась узнаваемая стилистика фильмов Черкасского, как совершенствовалась техника перекладки и как зарождались персонажи, которые с малыми изменениями перекочёвывали в «Приключения капитана Врунгеля» и «Остров сокровищ».
«Тайна чёрного короля» (1965)
Узнаваемый стиль мультфильмов Черкасского можно заметить уже в дебютном его мультике, довольно бестолковой противопожарной агитке. В «Тайне чёрного короля» зрителю напоминают, что нужно осторожней обращаться с горючими веществами и никогда не вставлять «жучки» в электроприборы. Замаскированно это всё под юморной детективный сюжет. И два «сыщика» из этого мультика выглядят так, словно сбежали из «Приключений капитана Врунгеля» (до которого было ещё 15 лет!). А кроме того, уже в своём дебюте Черкасский активно вставлял в анимацию текстовые вставки, что впоследствии станет одной из его режиссёрских «фишек».
«Мистерия-буфф» (1969)
Самый длинный среди короткометражек Черкасского фильм можно считать даже среднеметражкой — как-никак, почти 50 минут! За эти минуты Черкасский экранизирует произведения Маяковского, причём делает это совершенно так же, как впоследствии будет экранизировать Чуковского, Некрасова и Стивенсона: с песнями, хорошими порциями юмора, с узнаваемо нарисованными персонажами. Есть здесь и игра с текстом, возникающим на экране. А главное, В «Мистерии-буфф» Черкасский впервые чередует анимацию и кадры с живыми актёрами, которые поют и комментируют происходящее. Среди поющих — Валерий Золотухин, который на экране неузнаваем, но голос которого с другим не спутаешь.
«Короткие истории» (1970)
Этот сборник из двух короткометражек будто бы делали два человека — настолько непохожи составляющие его новеллы. Первая, про Диогена, которому надоело жить в бочке, и он купил квартиру, сделана в «черкасской» манере. Забавно прорисованные персонажи его действуют на фоне античных «задников». И такая театральность — ещё одна из «фишек» автора: точно так же на «задниках» иностранных государств будут действовать, например, персонажи «Врунгеля».
А вот вторая новелла, про философа Панурга, который утопил стадо баранов в море, об авторстве Черкасского напоминает разве что техникой анимации. Персонажи нарисованы совершенно не в его стилистике, а сатирические стрелы слишком уж «в лоб» летят в сторону западной молодёжи, которая — ишь какие! — любит подёргаться под рок-музыку. Этих меломанов Черкасский напрямую сравнивает со стадом баранов… и выглядит это топорной агиткой.
«Волшебник Ох» (1971)
Сказка про молодого хлопца, оказавшегося в лапах коварного волшебника, будто бы снята по неизвестному произведению Гоголя. Но, нет! Гоголь ничего подобного не писал, а мультик снят по оригинальному сценарию Ефима Чеповетцкого. Что не делает мультик менее «гоголевским». При всём украинском колорите, сквозь него проступает «почерк» Черкасского в том, как он оживляет персонажей. Заканчивается «Волшебник Ох» в совершенно нехарактерной для режиссёра технике классической анимации.
«Вокруг света поневоле» (1972)
Герой 18-минутного мультика «Вокруг света поневоле» очень похож на бедолагу Фукса из «Приключений Врунгеля». Ну, просто одно лицо! Он — бездомный бродяга, который никак не может найти себе место, чтобы выспаться. Под каким бы мостом он ни прилёг, его обязательно сгоняет кто-нибудь. Так и гонит бродяжку по разным странам желание отоспаться.
А по пути, встречая разных колоритных персон, будущий Фукс, среди прочих, натыкается на американского грабителя банков и его шайку. И прекрасно видно, что именно из этих дерзких разбойников вырастут потом «бандито-гангстерито». В «Вокруг света поневоле» даже немного похожая песенка из их уст звучит!
«Какого рожна хочется?» (1975)
Сатирическая короткометражка, по которой видно, что техника анимации Черкасского достигла совершенства. Режиссёр был готов переходить к полному метру! «Какого рожна хочется?» рисунком и персонажами выглядит так, словно это эпизод, выпавший из «Капитана Врунгеля». А сюжет мультика высмеивает советский вариант мещанина — семейная пара шикарно обставляет квартиру, но, когда гости говорят, что в моде «деревенский» стиль, начинают менять дубовые столы на колченогие самоделки, золотые торшеры — на лучины, а мягкие диваны — на русскую печь.
Кроме того, Давид Черкасский снял забавную анимационную басню «Крылья». Но сделал он это между «Приключениями капитана Врунгеля» и «Доктором Айболитом», будучи уже матёрым мастером советской анимации.