В этой статье мы рассмотри, как создать сцепление с публикой, как импровизировать и запомнится своему зрителю.
Как подавать. Кормить с ложечки. Сцепление
От волнения мы все повторяем одну и ту же ошибку.
Не торопитесь начинать. Особенно, если публика вас не знает. Тем более, если это вообще ваше первое выступление эвер. Основная ваша задача это освоиться на сцене. Осмотреться, почувствовать взаимодействие с залом.
Важный, момент, который мы часто упускаем из виду стремясь попасть на телевидение, что есть значительная разница между съемками и живыми выступлениями.
На съемках вы создаёте контент для последующего употребления: люди будут смотреть это годами после выступления, а в живую – они потребляют здесь и сейчас.
При живых выступлениях вам нужно убедиться слышать ли вас, понимают ли вас, принимают ли ваши идеи.
Важно начать с того, чтобы почувствовать сцепление с залом. Войти в рапорт.
Сцепление это очень точная метафора. Если его не будет, если вы не заглянете в глаза ваших зрителей, то будете сдавать материал быстро, без пауз и ваше выступление быстро кончится. Вы словно соскользнёте. Если же вы добьётесь сцепления, то дальше сможете маневрировать, ускоряя и затормаживая реакцию публики.
Чтобы добиться этого в самом начале выступления есть простые приёмы из публичных выступлений: посмотрите в глаза самым дальним от сцены зрителям. Если публика отвлечена спросите из о чем нибудь нейтральном, вплоть до «меня хорошо слышно? А то, когда я стоял там, мне было «бубубу»…».
Старайтесь задавать вопросы, на которые публика может ответить: «да». Посылайте короткий пинг (короткий сигнал, проверяющий соединение в цифровых сетях) и дожидайтесь ответа. По скорости ответа вы сможете определить уровень вовлечённости и внимания публики.
Если они отвлекаются во время выступления, спрашивайте их периодически о простых вещах: «Кто приехал сюда на метро?» Задавайте простые вопросы, чтобы начать новую тему. Если вы хотите начать бит о том как снимали квартиру, спросите: «Кто из вас живет на съемной хате?».
Это помогает даже с самыми сложными темами. На удивление, вы обнаружите, что в зале окажутся люди, которые тоже живут в Бибирево, как и вы, или сталкивались с похожими проблемами, что и вы. Вы увидите как ваше соприкосновение с аудиторией будет увеличиваться. Это очень помогает даже, когда вы берете какую-то очень узкую тему вроде «американского футбола». Удивитесь, но одному зрителю в зале она окажется близка и вы сможете рассказать свой материал ему. Стальные же станут участниками вашего диалога.
В конце концов зачем мы занимаемся творчеством, если не для того, чтобы найти новых друзей?
Однажды у меня была шутка про «закрытый американский город Милуоки 16» и в зале оказался зритель из Милуоки. Это правда.
Главная цель – вы должны почувствовать сцепление, почувствовать, что ваши идеи доходят, а эмоции выживают сопереживание.
Есть и еще одна вещь, которая пригодится вам уже не при написании, а при подаче вашего материала. У новичков бывают две крайние полярные проблемы: одни скажут шутку – реакции публики нет и они делают слишком большую паузу, словно выдавливая из публики реакцию. В каких-то залах это срабатывает, в каких-то вызывает отторжение,– это зависит от атмосферы, то «культуры смотрения».
Другие комики наоборот рассказывают свой материал одним сплошным потоком не давая публики засмеяться. Они настолько ослеплены стрессом публичного выступления (что абсолютно нормально), что глушат публику своим текстом. Публика тоже часто не знает, когда уже можно реагировать, и, если комик сказал что-то смешное, но не остановился, то они думают, что панчлайн будет позже.
Чтобы найти более короткий путь к сердцам ваших зрителей, запомните простую метафору: представьте, что вы кормите ребенка с ложечки. Не надо размазывать кашу по его лицу – дайте ему проглотить, и в то же время не надо делать паузы слишком большими или требовать от него комплиментов шеф-повару после каждой ложечки.
Давайте вашей публике переварить ваши мысли. Убедитесь, что они слышат и понимают то, что вы говорите. Позвольте им проглотить то, что вы только им дали, прежде чем идти дальше.
Импровизация
Импровизация это одна из самых частых целей людей, которые обращаются ко мне за развитием чувства юмора. Это самая желанная цель. Однако не все понимают, что импровизация это самый сложный элемент. Именно потому он так высоко и ценится.
Импровизация это создание материала в момент его исполнения. То по сути это тоже самое написание материала только на сцене.
Вы почувствуете, что готовы импровизировать, когда у вас будут получаться шутки с первого раза.
Печально наблюдать, когда успешные комики путают хорошую импровизацию со смелостью сказать грубость со сцены или просто с быстрыми ответами. Это карго-культ – копирования по форме, но не по содержанию. Отвечать молниеносно ещё не значит отвечать смешно и «впопад».
Поэтому к импровизации есть только один путь – совершенствовать работу мозга, так чтобы правильно подобранные смешения сеттингов, инверсии, гиперболы, адвокаты дьявола и сыворотки правды молниеносно слетали с вашего языка.
Это возможно, но на это уходит несколько лет постоянной тренировки. Вы не сможете родить ребёнка за один месяц, даже, если у вас будет девять женщин. И чем чётче вы будете отрабатывать структуру «предпосылка-актаут-микс-миксаут», чем чаще вы будете упражняться в инструментах комедии, тем быстрее ваш мозг начнёт делать это на автомате.
Никому не надо объяснять, что импровизация это про «здесь и сейчас», поэтому у новичков очень часто бывают трудности с ней. Это нормально. Не требуйте от себя слишком многого иначе демотивируете себя. Дайте себе время ошибаться, дайте себе время вырасти, набрать уверенности. Из-за волнения у нас часто возникают трудности с тем, чтобы быть здесь и сейчас. Чем хуже вы отрепетировали, чем хуже вы запомнили свои шутки тем больше единичек внимания будет уходить у вас на вспоминание текста. Как этого и збежать я рассказываю на своем курсе Упражнения для чувства юмора. 10 недельная разминка. (yartsev.club).
Первый вывод – чем лучше вы продумали заготовленную часть тем свободнее ваши руки для импровизации. Второй вывод, чтобы быть здесь и сейчас, надо открыть свои органы чувств: вам надо слушать и слышать, обонять, осязать всё, что происходит в зале.
Вам надо быть «бережной матерью» для своего зала: «Ах вам холодно? Давайте поговорим об этом…» Вы должны гнуть свою линию, но не перпендикулярно переживаниям публики, а склоняя их на свою сторону. Для этого важно понимать в каком настроении они сейчас, какое у них мнение по поводу темы, затронутой вами.
Типичная ошибка начинающих: подготовить вопросы, чтобы вовлечь публику, но не слушать то, что отвечают. Пройдите этот этап как можно скорее и слушайте публику, они часто подсказывают шикарные идеи для высмеивания.
В какой момент лучше всего импровизировать?
Даже у новичка на сцене может быть момент, когда публика его «полюбила», когда он «поймал волну» и шутки начали «заходить». Лучшего момента для импровизации, чем этот просто нет. Потому что, если еще и импровизация удастся, то публика будет в восторге, и если шутки не будут удаваться, то публика в этот момент вам это простит.
О чем импровизировать? Откройте тему актуал + оглянитесь вокруг, за что зацепится ваш взгляд? Что вам покажется достойным высмеивания? Что не так с этим залом?
Есть и еще один хороший совет: заготовьте подарок для публики. Спинер, яблоко, презерватив, пакетик наклеек с футболистами. Если подарок будет как-то связан с вашими шутками – отлично. В момент, когда вы дарите зрителю подарок, импровизируйте. Если получится – вы начнете тренировать свою импровизацию, развивая позитивный опыт. Если шутки не будут острыми – вы просто подарите подарок.
Вообще, для импровизации ещё важнее ваше «чувство» юмора, ваша способность цепляться за что-то в реальности, находить парадоксы, несостыковки. Потому что у вас нет времени на поиск темы, темы должны быть вокруг вас, они появляются мгновенно, и вашему мозгу нужно мгновенно находить парадокс «в фоновом режиме», находить лучший инструмент для этого парадокса и генерировать панч. Это сложно, но это реально натренировать. Что качаете, то и растёт.
Чтобы импровизировать со зрителем – вам нужно хорошо уметь слушать. Выделять самое важное из сказанного собеседником. Существуют научные книги об «активном слушании», там всё изложено подробно, но здесь мы это разбирать не будем.
Стремитесь доставить удовольствие своими идеями публике.
Пусть их благодарностью будут не аплодисменты, а смех и улыбки, иногда даже кивки головой значат очень многое. Будьте эмпатом для своей публики, слушайте их, реагируйте на то, как они реагируют на вас, взаимодействуйте.
Представьте, что вы танцуете с публикой, не надо отрывать ее от земли и кружить в вальсе, если вы отличный танцор, а они отмороженные сегодня. Попытайтесь двигаться в удобном для них темпе. И в то же время помните, что ВЫ ведёте.
Представьте, что у вас день рождения и они все у вас в гостях. Они не решают, что вы будете кушать и во что играть, – это решаете вы. Но вы и не тот хозяин, которому безразлично вкусно ли его гостям и не скучно ли им, верно?
Месседж. Посыл. Колл ту экшн
Когда у вас уже будет всё хорошо с шутками вы немного расслабитесь и заметите, что ваши выступления стали более смешными, но менее осознанными и менее запоминающимися для публики. Почему так происходит?
Публика привыкла?
Не только.
Это связано ещё и с тем, что при акценте на шутки в ваших выступлениях становится меньше призыва к действию, меньше месседжа и посыла.
На самом деле, даже самый простой призыв к действию: «Перестаньте тратить единственный выходной на очередь в кассе в Ашане» лучше, чем его отсутствие.
Это важно в том числе и для новичка. Это позволяет ему лучше понимать с чего он начнет и чем закончить.
Я рекомендую вам прямо сесть и написать фразу с которой вы начнёте выступление и фразу которой закончите.
Вспомните Камеди Клаб: даже в выступлениях, в которых не было общей темы был призыв к действию в конце: «Любите друг друга»!
Это почти незаметная деталь, не относящаяся к комедии создаёт очень понятную зрителю рамку. Отвечает на важный для него вопрос: Зачем этот комик вышел на сцену? Зачем он занимает моё внимание? Чего он от меня хочет?
Посмотрите сольники ваших любимых западных комиков. Сможете ли выделить в них призыв к действию? Основной месседж? Помогает ли это ему сохранять эмоциональный накал?
Чем круче и масштабней ваш месседж, тем проще вам писать материал. Это напрямую связано с контртезисом и это вопрос, который каждый артист задаёт себе в ходе своей карьеры постоянно: зачем я выхожу на сцену? Что я хочу всем этим сказать?
Формирование вашего индивидуального посыла очень непростой процесс. Он связан и с вашей зрелостью, с возрастом и с опытом. Главное, это искать ответ на этот вопрос.
И ставить на каждое, даже минимальное выступление небольшую цель – побудить публику к чему-либо. Вспомните тосты – в них всегда есть призыв.
Более того посыл, который вы заложите, незаметно даже для вас самих начнёт помогать вам и запоминать и подавать материал, связывать шутки и биты между собой.
«Колл ту экшн» (дословно призыв к действию), как в любом продающем выступлении будет позвоночником вашего выступления. Даже, если на первых порах вам ничего не приходит в голову кроме «давайте перестанем делать глупости», всё равно делайте его.
Итак, в этот раз я осветил важный для новичка вопрос – как настроить зрителя на свое выступление и как ему запомниться, а также мы разобрали особенности импровизации.