Макото Синкай лично для меня — это обещание, которое всегда сбывается. Я знаю, чего от него ожидать, и в новогодние каникулы люблю побаловать себя душещипательной историей с анимешной наивностью и живописными пейзажами. Мастерство, как говорится, не пропьёшь, однако, не каждая работа мастера является шедевром.
Предыдущий полнометражный мультфильм режиссёра, «Дитя погоды», мне ничем не запомнился, и с «Судзуме» у него, к сожалению, много общего. Взять хотя бы тему управления природными явлениями... Видимо, в Японии это больное место: наводнения, цунами, затяжные дожди и землетрясения. Житель средней полосы России вряд ли имеет потребность осмысливать, зачем на него свалилось очередное природное бедствие, и потому миф о невидимых подземных червях, несущих разлом земли, останется для него красивой сказочкой, а не мистической насущностью. Вероятно, японцы бы тоже криво улыбнулись, услышь они про нашу Бабу-Ягу или Кощея Бессмертного.
То ли в попытке стать ближе европейскому зрителю, то ли просто как дань моде, режиссёр построил «Судзуме» практически как марвеловский блокбастер или компьютерную игру. Судите сами: есть злой подземный Червь, вылезающий из-под земли в разных точках Японии, и главная героиня волею случаю становится той, кто этого червя усмиряет. То есть, весь сюжет мультфильма строится вокруг набора локаций, в которых нужно выполнить определённый ритуал, чтобы победить монстра. При этом происходящее наполнено нестыковками и противоречиями, которые никто не собирается объяснять. Если бы это был не Синкай с его умопомрачительным стилем, я бы точно бросила смотреть посередине.
Внимание! Дальше содержатся спойлеры.
Что мне понравилось субъективно, это локации, где появляется Червь. По сюжету он может появиться только в заброшенных местах, а я просто обожаю всякие заброшки. Жаль, что атмосферой этих мест не удаётся насладиться сполна, ведь мы проводим в них не так много времени, и бОльшая его часть отдана экшену. Я бы с радостью обменяла все шутки и бытовые сцены в городах, которых в этом мультфильме предостаточно, на меланхоличную прогулку по заброшенному парку аттракционов. К тому же, Синкай вбрасывает отличную идею, что, для выполнения своей цели, главной героине нужно услышать голоса людей, когда-то живших в заброшенном месте. Вот об этом я бы посмотрела историю, а не о борьбе с подземным монстром.
Что мне понравилось объективно, это хорошая проработка центрального персонажа: её характера, её психологической травмы и её взаимоотношений с матерью. Эта линия красной нитью идёт через весь сюжет, и без неё история бы смотрелась совсем схематичной и поверхностной. Тут, кстати, есть и финальный твист, куда более неожиданный, чем решающая битва с Биг Боссом. Потеряв мать в раннем возрасте, Судзуме всю жизнь искала её, а нашла... себя.
Синкай, конечно, сдержал обещание, и «Судзуме, закрывающая двери» мне скорее понравилась, чем нет. Однако, недостатки мультфильма слишком очевидны, чтобы их отрицать, и для знакомства с фирменным стилем режиссёра эта работа вряд ли подходит. Скажу больше, через пару месяцев я вряд ли вообще вспомню, о чём была эта история, как сейчас совершенно не помню, о чём было «Дитя погоды».