Найти тему
Записки бешеного графомана

Заметки про вино на кораблях и другие армейские байки

Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:

**

Покойный сосед по даче мичманом 25 лет отходил на атомоходах. Рассказывал, что спиртное на подводном флоте было введено в рацион моряков из-за того, что на глубине попросту не работал нормально кишечник без него.

**

Где-то с середины 1970-х креплёное на лодках заменили на сухое, столовое. Норма - 50 гр. в сутки. Выдавался на ужин. Спирт выдавался по нормам на боевые части (например, БЧ-3 на 667АУ - 16 кг).

В море спирт ни в каком виде не пили, категорически. А в базе существенная часть от нормы использовали не по предписанному назначению. Впрочем, не только пили, но и многое можно было достать, обменять сделать за шило.

**

Только в кино все Рэмбо. В реальной жизни ни один Рэмбо не пролезет в торпедный шлюз. Да и остальные спецназовцы все в основном сухопарые выносливые ребята среднего или чуть выше среднего роста. 90% их работы - бег на дальние дистанции с тяжёлыми рюкзаками. Там большие мышцы - только помеха.

**

ВДВ не только Фергана готовила... Гайжюнай в Литве поставлял санитаров, сержантов и водителей БМП, ежели ничего не упустил. В Чирчике и Печорах Псовск. обл. готовили бойцов для СпН ГРУ. Собаководов для сапёров готовили где-то в Подмосковье (не вспомню уже за давностью лет). Водителей готовили в Орджоникидзе и в Армении, - Степанакерт, по-моему.

**

Любая подводная лодка, а атомная тем более, являлись, являются и будут являться объектами повышенной опасности. Это аксиома. Мелочей на борту нет - ни на берегу, ни в море. Прощения не будет. Цена - жизнь. В море подводникам помощи можно ждать только от себя. Вырванный протектор на системе охлаждения вспомогательного оборудования в подводном положение ведёт к катастрофе, если не знать материальной части.

Никогда не забуду хлопок на глубине 90 метров. Струя забортной воды бьёт в электродвигатель (ЭД сгорает) насоса правого борта, отражается от него и рикошетом попадает на соседний ЭД левого борта, который тоже сгорает. Охлаждение по ВМ штатному прекращено.

Аварийная тревога, всплываем на перископ. Начинает расти температура обратимых, высокочастотных преобразователей, компрессоров высокого давления (это наиболее значимые). Если их остановить, сработает АЗ реактора. Последняя надежда на резервный 8-го отсека. Понадобились минут 15, чтобы понять масштабы бедствия и перейти на охлаждение от этого насоса.

Всё обошлось, но скажу честно, ходить без резерва несколько недель под водой ощущение не из приятных. Экипаж с аварией справился, техника не подвила, на базе все заменили. БГ сохранили. Слава богу.

Ситуация заставила начать думать более интенсивно о возможных вариантах выхода из подобных ситуаций. И как не странно, такие находились. Нужно только очень сильно захотеть, сохранять при этом спокойствие и хладнокровие. Замечу, спокойствие офицеров (механика, командира отсека) придаёт уверенности подчиненным. Это тоже аксиома.

И, думаю, что помогает мысль о том, что нам повезёт. Со всем таким имел честь встретиться и успешно вернуться домой. Чего желаю и младшему поколению подводников.

Читайте также: Заметка про ШМАС, которой уже нет и другие армейские байки

Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.