Вклад фильма "Ирония судьбы..." в демографию СССР и России был (и есть) довольно значительным, хотя он раньше так и не назывался. Поскольку о кризисе демографии заговорили только в последние годы.
В актёрских кругах ходила такая история.
Режиссёра фильма Эльдара Рязанова, как известно, после выхода "Иронии судьбы..." зрители просто заваливали мешками писем. Но лишь одно из них пронзило его душу.
Какая-то незнакомая Э.Рязанову женщина очень благодарила его за чудесный фильм, сохранивший жизнь её подруги.
Личная жизнь у той подруги никак не складывалась, и она уже решила наложить на себя руки.
А дело было как раз под Новый год, который задумавшая суицид женщина встретила, как обычно, в одиночестве. Она решила сделать последние приготовления: тщательно прибралась в квартире, сама красиво нарядилась и на минутку присела в кресло...
А по телевизору как раз начинался фильм "Ирония судьбы...". Постепенно сюжет настолько захватил женщину, что она решила досмотреть фильм до конца. А, досмотрев до конца, даже передумала о своём ужасном решении.
Вот так одна, сохранённая фильмом жизнь позволила улучшить демографические показатели в СССР.
Но явно такой случай был не единственным...
Если подходить к вопросу демографии во времена Советского Союза посерьёзнее, то в те времена о ней совершенно не говорили. Потому что дела с увеличением численности населения в СССР шли хорошо. Посмотрите на график ниже.
График численности населения СССР в послевоенный период
А теперь, давайте задумаемся, а сделали ли какой-либо реальный вклад в демографию страны сами герои картины?
По-моему, в демографию, как в увеличение рождаемости, их вклад весьма незначителен. Героев в фильме - считанные единицы, да и все, при этом, великовозрастные холостяки и незамужние. О наличии возможных детей у некоторых из них можно лишь делать предположения.
Точнее, дети в "Иронии судьбы...", как раз, есть. И это - главные герои фильма Женя Лукашин и Надя Шевелёва - примерные дети своих заботливых мам. Обе мамы также показаны в фильме.
Маменькин сынок и маменькина дочка
Мамам Жени и Нади в одиночку (послевоенное время, безотцовщина) пришлось растить своих единственных детей. И они сделали всё, что могли: дали им образование, обеспечивали уют и комфорт своим много работающим отпрыскам, теперь вот помогают им с переселением в новые квартиры.
То, что Женя и Надя трудоголики, говорят брошенные ими фразы.
Женя пришёл мыться в баню "после ночного дежурства, и смены с сотней пациентов".
А Наде некогда готовить, с её "лоботрясами-учениками" "времени всё равно нет".
Однако, такое вот заботливое "мамино" воспитание показало свою негативную сторону: обе родительницы вырастили страшно инфантильных "детей".
И Женя, и Надя, на четвёртом десятке лет, остаются очень несамостоятельными людьми, неспособными на решительные шаги в своей жизни.
Женя даже говорит, что не способен на собственное мнение:
- У нас[ у врачей] иметь собственное мнение особенно трудно, а вдруг оно ошибочно.
Очень любопытно, с каким пониманием относятся мамы к выбору своих детей.
Мама Жени Лукашина.
Мама Жени не очень хорошо относится к будущей невестке Гале.
- Значит, она тебе не нравится?
-Я не могу сказать, что я от неё в восторге....
Тем не менее хочет, чтобы сын, уже, наконец создал свою семью.
Она всё понимает про него:
«если ты сейчас не женишься, ты не женишься никогда».
Поэтому, она накрывает праздничный стол и уходит ночевать к приятельнице, освобождая квартиру для сына и его избранницы.
В следующий раз мама хочет изъявляет желание съездить за Галей, увидев, что у сына с невестой произошла размолвка.
В какой-то момент у жениной мамы даже прихватывает сердце, когда она вдруг понимает, что её сын может так и не жениться на Гале.
В финальной сцене, когда мама увидела обнимающихся Женю и Надю, она, можно сказать, была "шокирована"! Нет, поразило её до глубины души не появление в её квартире неизвестной женщины, а вид её неузнаваемо изменившегося сына: независимого и решительного. /можете сравнить с дурашливо-несобранным видом Жени в начале фильма, где он с Галей наряжает ёлку - перекрутите видео назад/.
Для своего сына мама делала и делает всё, что может, что в её силах.
Мама Нади Шевелёвой.
Ещё одна мама, показанная в фильме, это мама Нади Шевелёвой.
Кстати, обе женщины старшего поколения сыграны прекрасными советскими актрисами Л.Добржанской и Л.Соколовой, что лишь вызывает к ним доверие зрителей.
Мы видим, как эти немолодые женщины преданы своим детям, с какой надеждой они хотят помочь им стать счастливыми, и насколько уже сами сомневаются в возможности появления у наследников собственных семей.
Интересное наблюдение о маме Нади я прочитала в Интернете.
Мама была, разумеется, в курсе сложных отношений своей дочери с мужским полом. В определённый момент, она решила больше не искушать судьбу, и помогла дочери в поиске жениха - Ипполита.
Посмотрите, какая интересная логическая цепочка подводит к этому выводу.
Не зря в сцене драки Жени с Ипполитом в кадр попадают швейная машинка и портновский мужской манекен?
Это говорит о профессии мамы - швея, при этом, мастер по пошиву мужской одежды. А Ипполит мог быть её заказчиком. Вот и кандидат в женихи дочери.
Почему сама Надя не могла увлекаться шитьём? Так у неё же времени даже на готовку не хватает, как она сама рассказывает Жене в беседе.
Всё время отнимают "лоботрясы" /рассмотрено выше о Жене и Наде - трудоголиках/.
Кстати, заметьте, об Ипполите ничегошеньки не знали даже подруги Нади, но его прекрасно знает мама.
Мама Нади, увидев "мокрого" бывшего жениха дочери в подъезде на лестнице, буднично так спрашивает дочь и новоявленного жениха:
- Это вы Ипполита окатили?
Не очень-то серьёзное отношение у мамы к бывшему жениху (почти мужу) дочери.
Но, поскольку она уходит к соседке Любе, значит, посчитала, что можно оставить дочь одну в квартире с новоявленным "гостем".
Она почувствовала, что Ипполит здесь "третий лишний", а Женя что-то (и даже больше) значит для её дочери.
Мама Нади также желает, чтобы у дочери, наконец-то, всё получилось.
/продолжение следует/
#ирониясудьбы #женялукашин #надяшевелёва #слёгкимпаром #демография #новыйгод #новогоднийфильм #баня