19,4K подписчиков

Трамвайные итоги 2023 года

919 прочитали

2021 и 2022 годы принесли много позитива в развитии отечественного трамвая. На его фоне 2023 мог бы выглядеть не таким знаковым, однако системная работа, которая налажена в городах нашей страны, дала свои положительные плоды и в 2023 году.

«Достоевский»

Фото: Горэлектротранс
Фото: Горэлектротранс

Трудно удержаться, чтобы не начать итоги с появления этого трамвая на петербургском маршруте. Дизайн его вызвал споры, в основном из-за того, что в нем видят ретротрамвай, в то время как правильно воспринимать его как ретрофутуристическим трамваем, или то, что называют «стим-панком».

Главное – это его начинка и то, что это первый трехсекционный вагон, собранный на «Уралтрансмаше», который вслед за «Транспортными системами» и УКВЗ теперь будет выпускать такую вместительную модель. Новинок в «Достоевском» много, в том числе в части электронной начинки для пассажиров, поэтому оставим это для отдельного обзора. В этом году ожидается поставка более 70 подобных трамваев.

«Богатырь» в Стрельне

Богатырь на Стрельнинском кольце. Фото: https://transphoto.org/photo/1732440/
Богатырь на Стрельнинском кольце. Фото: https://transphoto.org/photo/1732440/

2023 год стал наверное самым масштабным по обновлению путевого хозяйства, которое позволит теперь пропускать современные вагоны как в центре города, так и на его окраинах.

Для Музея Оранэлы, конечно, важным событием стало появление на Стрельнинском кольце вагона «Богатырь» 8 марта 2023 года. Пошли «Богатыри» и к конечной «Сосновая поляна». В ушедшем году новые вагоны ходили по маршрутам №36 и №52 только в выходные, но в 2024 году современные трамваи будут перевозить пассажиров и по будним дням. Возможным это стало благодаря окончанию капитального ремонта трамвайного хозяйства Юго-запада, которое продолжается с 2017 года! Хотя один небольшой участок еще остался.

Массовая реконструкция трамвайных путей прошла и в центре города: на Садовой, у Летнего сада. На проспекте Просвещения заменили все опоры для контактной сети. Наконец-то обновлен трамвайный парк №7 (Володарского), на смену 30-летним ветеранам пришли новые «Витязи» и «Богатыри».

Возрожденный трамвай

«Спутник Z» в Ильичевском трампарке Мариуполя: https://transphoto.org/photo/1854016/
«Спутник Z» в Ильичевском трампарке Мариуполя: https://transphoto.org/photo/1854016/

При участии Петербургского Горэлектротранса в мае 2023 года возрожден Мариупольский трамвай (аккурат к его 90-летию), один из лучших в южных регионах бывшего СССР.

Пока речь идет о восстановлении только одного маршрута – №1 на 10-километровом участке маршрута № 1 «Трамвайное депо — Горбольница № 2», курсирует 13 вагонов, проезд – бесплатный. Добрая Википедия в свойственной себе манере «заботливо» напоминает о том, что произошло это важнейшее для города событие во время «оккупации». Среди отремонтированных вагонов вышел на линию и новый для южных регионов трамвай «Спутник Z» (убедительная просьба не устраивать пошлый глумёж в комментариях). Выпускается он донецким предприятияем «ЗЭТ Спутник» и является глубокой модернизацией бессмертной уже по всей видимости Татры-Т3. Заявлена полная локализация этой легендарной модели.

Новые линии в Екатеринбурге

Фото: Никита Григорьев. https://transphoto.org/photo/1875535/
Фото: Никита Григорьев. https://transphoto.org/photo/1875535/

В Екатеринбурге, третьем по величине трамвайном городе России, построили скоростную трамвайную линию в район Академический, которую собирались создать ещё около 15 лет назад. Линия настолько ожидаемая и востребованная, что с первого дня запустили спарки СМЕ. В начале 2024 планируется запустить линию в район Солнечный. По договору концессии в Академическом районе планируется продлить действующую линию на Широкую Речку. Там построят разворотное кольцо и депо. Другое ответвление пройдет по широкому проспекту Академика Сахарова.

КТМ-28 – новый герой больших и малых городов

В Липецк, Ярославль и Петербург пришли новые полностью низкопольные вагоны 71-628. В Петербурге их 14, большая часть уже работает в 5-м парке, на маршрутах 19 и 48. В Липецке их 26, но там пока они не начали работать, как говорят эксперты, идёт капитальный ремонт большой части сети. В Ярославль пока пришёл один вагон, также планируется капитальный ремонт почти всей сети и строительство новой линии.

Фото https://ttransport.ru/photo/249589.html
Фото https://ttransport.ru/photo/249589.html

В Таганроге в 2023 году полностью запущена «перезагруженная» на условиях концессии трамвайная сеть. Основа трамвайного парка на сегодня – 50 вагонов КТМ-28 (см. выше). Владельцем-концессионером выступает предприятие «Синара – ГТР Таганрог».

Владикавказский трамвай

71 - 412 на остановке Рамонова, Владикавказ  (фото Rartat)
71 - 412 на остановке Рамонова, Владикавказ (фото Rartat)

В 2023 году полностью обновлен трамвайный парк одной из старейших систем в России. В этом году Владикавказскому трамваю исполнится 120 лет! Основу парка теперь составляют уральские односекционные 71-412. Их поставлено 28 единиц. Кстати, узкоколейная версия 71-411 за последний год значительно обновила облик и другого трамвая-ветерана – Евпаторийского (в этом году ему 110 лет!).

Еще один производитель трамваев?

Фото technoomsk.ru
Фото technoomsk.ru

Мы стараемся говорить о свершившихся событиях, однако про это еще не состоявшееся начинание стоит сказать. В России сейчас уже три предприятия выпускают трамваи и вот наметился еще один производитель. В Барнауле завялено о начале сборке опытного образца нового трамвая местной разработки. Частный инвестор ИСК «Союз» планирует выпускать до 12 трамваев в год. Пока есть только фото прототипа, очень похожего на самый востребованный для средних городов односекционный вагон ЛМ-99 или КТМ-19/23.

Закрытие «Таежного трамвая»

Фото ilim24.ru
Фото ilim24.ru

Увы, не обошлось без ложки дегтя. Закрытие трамвайных систем у нас в стране, к счастью, стало крайне редким явлением, и в 2020-2022 году вообще не случалось. Но 2023-й год начался с закрытия знаменитого «Таежного трамвая» в Усть-Илимске.

Это одна из последних систем, открытых в СССР (в 1988 году). Формально была до последнего момента частным трамваем, поскольку принадлежала группе «Илим», владеющей в городе целлюлозо-бумажным производством. Трамвай был удобным средством для сотрудников комбината, однако богатая промышленная группа решила «сбросить» неприбыльный актив.

Конечно, в этом экспресс-обзоре мы могли упустить какие-то важные события ушедшего трамвайного года. Пишите, мы обязательно добавим в наш оптимистический обзор.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL