19,6K подписчиков

2021: десять признаков окончания трамвайного геноцида

10K прочитали

Про трамвай, уходящий с улиц российских городов, приходилось говорить и писать последние двадцать лет. Все по классике: «мы долго молча отступали…».

В Петербурге 2007-й год – год столетия трамвая – стал дном. Маршрутная сеть достигла исторического минимума! Впрочем, по сравнению с Астраханским трамваем, который в год своего 107-летия, попросту исчез это еще не так плохо. А вот пропавший в миллионном Воронеже трамвай или канувший в Лету самый северный в мире Архангельский трамвай – это уже не дно, а, простите, днище.

Самый северный трамвай в мире в Архангельске пережил революцию и две войны, но не выдержал  благополучные 2000-е. (Открытка из коллекции Музея Оранэла)
Самый северный трамвай в мире в Архангельске пережил революцию и две войны, но не выдержал благополучные 2000-е. (Открытка из коллекции Музея Оранэла)

Подводя трамвайные итоги 2021-го года, наконец-то можно уверенно сказать, что трамвайный геноцид на бескрайних просторах нашей страны остановлен. Из разных городов, в буквальном смысле от Калининграда до Владивостока, приходят весьма позитивные новости, явно говорящие: «Революция, батенька». Трамвай признан транспортом будущего не только среди пассажиров и трам-блоггеров, но и в головах чиновников и бизнесменов.

Итак, наш небольшой обзор топ-свидетельств окончания трамвайного геноцида. Не пинайте нас сильно за часто употребляемые обороты «самый», «впервые в истории» и «впервые за последние… лет». Их повторение никогда не бывает лишним.

Поехали!

10. Тринадцать счастливчиков

Мы сегодня пишем не о планах, а о результатах. Говорить о перспективах открытия или расширения движения в том или ином городе на 2022 год, может быть, не совсем уместно. Как и прогнозы погоды, такие прожекты, иногда существующие только в воспаленном воображении ответственных лиц, имеют свойство не сбываться.

Но сделаем исключение. Поскольку не сказать о том, что в 2022 году выделяется 400 млрд. рублей на финансирование развития трамвайных сетей в наших городах. Источники финансирования: ВЭБ, Фонд национального благосостояния и другие. Каждый российский город может подать заявку и после ее одобрения получить желанный транш. Всё же трамвай – весьма капиталоёмкое вложение и на самофинансировании здесь далеко не уедешь.

Владивостокский трамвай - один из самых изношенных в России, может получить в следующем году уместное финансирование.
Владивостокский трамвай - один из самых изношенных в России, может получить в следующем году уместное финансирование.

На данный момент подано 13 заявок: Владивосток, Иркутск, Ярославль, Краснодар, Красноярск, Тверь, Нижний Новгород, Пермь, Курск, Саратов, Уфа, Южно-Сахалинск (!) и Ростов-на-Дону. Кроме Южно-Сахалинска, где трамвая пока нет, стоит отметить Тверь, в которой уже три года закрыта (формально на реконструкцию) одна из старейших в стране сетей. В этом году ей 120 лет. Однако до сих пор заверения тверских властей, что вот-вот начнется возрождение трамвая, выглядели без ссылки на источник финансирования как минимум неискренне.

9. Возвращение легенды

Еще одна новость 2021 года звучит вроде даже не очень знаково для перспектив трамвая в России: в Новосибирске обнаружено два обезображенных раритетных вагона ПС.

Один служил бытовкой, другой оказался на базе отдыха. Оба ветерана доставлены в петербургский Музей ГЭТ на реабилитацию. Стоило ли везти два уже непохожих на себя старых вагона через всю страну?

Трамвай ПС, обнаруженный под Новосибирском
Трамвай ПС, обнаруженный под Новосибирском

Да, стоило. Если знать и любить трамвайную историю, без которой, как известно, будущее не построишь.

Трамвай ПС («прицепной стальной») выпускался в Ленинграде с 1929 года на Путиловском заводе и несколько десятилетий (!) ходил в спарке с легендарными МС («моторный стальной»). МСки трудились на пассажирских маршрутах в Ленинграде до 70-х годов, многие потом еще использовались в качестве служебных. Их есть. Но вот трамваев ПС, считалось, что не осталось совсем. Теперь мы знаем, что это не так.

После реставрации находки пополнят музейную коллекцию. Драгоценные ПС обещают представить в апреле на параде трамваев, посвященных 80-летию запуска трамвая в блокадном Ленинграде. Возможно именно эти вагоны 15 апреля 1942 года после тяжелой зимы снова пошли по рельсам осажденного города.

Трамваи МС и ПС - символы непокоренного Ленинграда
Трамваи МС и ПС - символы непокоренного Ленинграда

Кстати, еще одна казусная новость. Знаменитого Музея городского электрического транспорта в Петербурге больше нет! Не пугайтесь, просто теперь он называется «Экспозиционно-выставочный центр городского электрического транспорта». Все экспонаты на прежних местах, проверили лично.

8. Гуляет Первопрестольная, гуляет Белокаменная …

На фоне трамвайных радостей российских городов, перекормленная трамваями Первопрестольная (420 трехсекционных «Витязей»!) в уходящем году выглядела, конечно, бледновато. Из рубрики «впервые в нашей стране» новость своеобразная: впервые трамвай передан в подчинение … метрополитену. Трудно сказать, к лучшему это или к худшему. И пассажиры, и водители пока отмечают: трамвай в Москве стал ходить хуже. Но мы о позитиве.

Московский секонд-хэнд пополнит трамвайные парки городов России
Московский секонд-хэнд пополнит трамвайные парки городов России

А позитивом стало неоднозначное событие – в ноябре Москва окончательно прекратила эксплуатацию чешских «Татр» – символа старого московского трамвая. Но это обернулось приятным сюрпризом для регионов. Секонд-хэнд в неплохом состоянии из Белокаменной пополнил парки других городов.

Так во Владивосток спустя два десятилетия впервые пришли, пусть и не новые, но более «свежие» трамваи. Знаменитые «Татры» получили «вторую жизнь», отправившись даже в те города, где никогда не водились. К примеру «подарки» из столицы за последние пару лет получили и продолжают получать Ульяновск, Курск, Иркутск, Липецк, Череповец, Тула, Орёл, Ярославль, Новосибирск, Нижний Новгород, Красноярск, эти города уже обзавелись трамваями из Москвы и список еще неполный.

7. «Лев» и «Львята»

Еще в 2019 году «Транспортные системы» выпустили самый длинный на сегодняшний день трамвай в нашей стране – «Лев» (71-934). Это восьмиосный трехсекционный вагон длиной 34 метра!

«Лев» в Перми (на фоне здания трамвайного управления). Фото: Константин Долгановский
«Лев» в Перми (на фоне здания трамвайного управления). Фото: Константин Долгановский

Пока он существует в единственном экземпляре. После недолгой эксплуатации в Москве, исполинский трамвай оказался в Перми и в уходящем году стал эксплуатироваться на общих основаниях.

Такой мега-трамвай, конечно, подходит не каждому городу и больше годится для скоростных систем. В Перми, кстати, трамвайная система в очень достойном виде, может это и стало причиной для «окончательной прописки» «Льва». Пока выпускать их больше не планируется. Но поскольку модельный ряд «Транспортных систем» неплохо унифицирован, ничто не мешает начать их производство при необходимости.

«Львенок» в Ульяновске
«Львенок» в Ульяновске

Если судьба одинокого «Льва» оставляет двоякие чувства, то вот многочисленные «Львята», разбежавшиеся по просторам нашей родины, вызывают только положительные эмоции. «Львенок» (71-911ЕМ) – неприхотливый односекционный трамвай, который в отличие от своих старших собратьев, подходит любому российскому городу. В этом году они пополнили парки Красноярска, Перми, Череповца. Появились они и в Москве на замену тем самым «Татрам».

6. Борьба на узкой колее

Рынок сбыта для узкоколейных трамваев (1000 мм) в нашей стране невелик: это пахнущие морем, горами и отдыхом Евпатория, Калининград, Пятигорск. Но даже за этот не балующий размером кусок может разгореться нешуточная борьба.

«Корсар» на обкатке (фото: Klops)
«Корсар» на обкатке (фото: Klops)

В Калининграде, где трамвайная сеть скукожилась уже до одного маршрута, буквально перед новым годом появились новенькие «Корсары». Это первые в нашей стране полностью низкопольные узкоколейные трамваи (71-921). Выпускаются они как двухсекционные, но могут поставляться и с тремя секциями. Производитель – все те же «Транспортные системы». Дерзкий «пиратский» дизайн унаследован от «Витязей» и «Богатырей», но в узкоколейном варианте смотрится еще более стильно.

В уходящем году «Корсар» прошел обкатку, которая выявила несколько проблем как с самим трамваем, так и с путевым хозяйством бывшего Кенингсберга. Но для того она и проводится. Проблемы в целом устранены, ожидается прибытие 16 «Корсаров» (пока доставили только два). Причем доставят их из Петербурга по понятным причинам не автотранспортом, а паромом! Тоже можно сказать впервые в нашей истории.

А в Евпаторию в 2021 году началась долгожданная поставка уже обкатанных узкоколейных трамваев «Уралтрансмаша» 71-411. Всего их поставлено 27, но не все еще введены в эксплуатацию. Дизайн тоже узнаваемый для этого производителя, серьезных нареканий по матчасти нет.

71-411 в солнечной Евпатории
71-411 в солнечной Евпатории

«Корсарам» продукция уральских мастеров немного уступает: трамвай только частично низкопольный, пока нет двухсекционной версии. И еще одна проблема как для любителей, так и знатоков: почему маркетологи предприятия до сих пор не придумали яркое название для модели? Ведь предстоит еще борьба за третий узкоколейный город: Пятигорск.

5. Еще один частный трамвай

На самом деле в нашей стране достаточно много частных трамвайных систем (то есть не принадлежащих бюджетным организациями). Но созданный с нуля частный трамвай пока был один – питерский «Чижик».

Антон Павлович был бы решительно доволен переменами в трамвайной жизни его родного города (фото: АИФ-Ростов)
Антон Павлович был бы решительно доволен переменами в трамвайной жизни его родного города (фото: АИФ-Ростов)

Поэтому ни один трам-блоггер, конечно, не прошёл мимо открытия фактически нового трамвая – Таганрогского. Заработавший в 1932 году и доведённый до тревожного состояния, в 2021 году он передан в концессию на 30 лет компании «Синара — Городские транспортные решения Таганрог». Забавно, что группа «Синара» производит практически все виды рельсового транспорта, кроме … самих трамваев (возможно, это перспектива?). Поэтому для Таганрога «Синарой» закуплено в 2021 году 10 новых трамваев 71-628 Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ).

Перезапуск трамвайной сети в Таганроге только начался. Пока работают два обновленных маршрута: №3 (Завод «Красный Котельщик» — Университета) и №6 (Площадь Авиаторов — Завод «Прибой»). Однако нет сомнений в том, что постепенно будут открыты оставшиеся семь маршрутов.

4. Есть КТМ-28!

Новость про саму модель 71-628, которая уже радует пассажиров на родине Чехова, пожалуй, стоит вынести отдельным заголовком.

КТМ-28 (фото transphoto.org)
КТМ-28 (фото transphoto.org)

КТМ-28 (тоже странно, что в Усть-Катаве до сих пор не придумали названия моделей!) — это первый низкопольный трамвай от УКВЗ, который создавался уж слишком долго. Знаменитый производитель КТМ-ов оказался заложником популярности полунизкопольной 23-й модели и вот теперь наконец преодолел силу инерции. В ушедшем году производство 28-х поставлено на поток и по всей видимости они станут «основным танком» усть-катавцев.

Планировалась также крупная поставка модернизированной версии 71-628М для Москвы, но как известно на данный момент, контракт был расторгнут. Здесь правят бал «Витязи» и «Львята».

Напомним, кстати, что «Витязи» и «Львята» берут свое начало как раз на УКВЗ, когда в 2013 году часть его команды ушла вместе с разработками уникальной тележки для «низкополов» и создала компанию «Транспортные системы». А УКВЗ потребовалось 8 лет, чтобы подготовить свой ответ.

3. Алюминий, пропавшие «шкафы» и другие радости с берегов Невы

Да, давненько не использовали крылатый металл в отечественном трамваестроении. Единственный широко известный пример – ЛМ-57, знаменитый «Стиляга». Как-то считалось, что он пожароопасный, да и не дешевый.

И вот в Санкт-Петербурге в 2021 году на маршруты вышли новые трамваи производства «ПК Транспортные системы». Среди них два трамвая с алюминиевым кузовом «Витязь-Ленинград». В апреле один из них вышел на маршрут № 60 — один из самых загруженных маршрутов в России, и, кстати, проезжающий мимо музея Оранэлы.

Трамвай с алюминиевым кузовом «Витязь-Ленинград»
Трамвай с алюминиевым кузовом «Витязь-Ленинград»

Петербург стал первым городом, в котором появились вагоны с таким кузовом, их особенность в долговечности. По замыслу эти трамваи должны прослужить не меньше 30 лет. Впервые, кстати, трамваи поставляются производителем по контракту полного жизненного цикла. То есть продается не просто трамвай, а трамвай-который-будет-работать-30-лет. Само собой, это стоит дороже.

Салон обновленных Витязей
Салон обновленных Витязей

Всего в 2021 году «Транспортные системы» передали в СПб ГУП «Горэлектротранс» 13 трамваев, полностью завершив выполнение прошлогоднего контракта. Это 11 двухсекционных «гармошек» 71-923М («Богатырь М») и два трехсекционных трамвая 71-931АМ «Витязь-Ленинград».

Про трамвай, уходящий с улиц российских городов, приходилось говорить и писать последние двадцать лет. Все по классике: «мы долго молча отступали…».-14
Как бы их ни ругали, модели ЛВС-86 постоянно стремятся быть современными
Как бы их ни ругали, модели ЛВС-86 постоянно стремятся быть современными

На сегодня в Петербурге уже 58 трамваев, произведенных «Транспортными системами», на линиях уже работает десяток «Витязей» (71-931), три «Богатыря» (71-923) и 32 вагона 71-931М «Витязь-М». Многие из них были собраны уже на Петербургском филиале «Невский завод» при ОЭВРЗ. Правда, в следующем году старейшее производство с новым владельцем планируют снести для застройки домами (в духе времени!), а производство трамваев перенесут в другое место.
Также в северной столице продолжилась модернизация старых вагонов. Так на маршрутах продолжили появляться
ЛВС-86М2 без знаменитого «электрошкафа» в салоне. Теперь таких трамваев более 40.

По Гранитной улице пошел трамвай (фото: Горэлектротранс)
По Гранитной улице пошел трамвай (фото: Горэлектротранс)

Не понятно, куда прицепить еще одну хорошую новость с берегов Невы, поэтому скажем здесь. За долгие годы в колыбели трёх революций наконец-то появились новые трамвайные пути – это Гранитная улица.

2. Беспилотный трамвай – реальность?

Частную трамвайную сеть с «Чижиками» начали готовить в 2021 году к эксплуатации в беспилотном режиме. Правда пока в пределах депо.

Через какое-то время Чижики смогут возвращаться в парк без кондуктора
Через какое-то время Чижики смогут возвращаться в парк без кондуктора

Ожидается, что в будущем перегонять трамваи по вечерам обратно в «парк» сможет диспетчер по компьютеру. Ну а на пассажирской части линии к беспилотникам уже всё готово, однако пока это не позволяют воплотить действующие законы.
Кстати, поговаривают, что и «клюв», появившийся в модели
«Витязь-Ленинград», сделано с прицелом на беспилотное будущее. Но это не точно.

1. Верхнепышменский трамвай

Конечно, расстановка мест в нашем топ-списке условна, но вот эту новость хочется поставить на первое место.

Впервые в современной России с нуля построена трамвайная система города.

Строительство Верхнепышменского трамвая
Строительство Верхнепышменского трамвая

И новость двойная – впервые же заработал и междугородный трамвай! Это Верхняя Пышма – родина «Ласточек» и город-спутник Екатеринбурга. Трамвайная линия свяжет кольцо у Гастрольного театра в Верхней Пышме с районом перекрёстка улиц Фрезеровщиков и Старых Большевиков в столице Урала. В Екатеринбурге для этой линии проложили даже специальные выделенные пути.

Да, чтобы быть точным, пока можно говорить только об открытии служебного движения. Трамваи с пассажирами должны были пойти в этом году, но как это часто бывает, важное событие перенесли на следующий год. Ладно, спишем на пандемию. Событие настолько значительное, что можно немного подождать. Вдумаемся только: последний раз трамвайное движение запускали в 1991 году в Черемушках, и то это был служебный трамвай для работников Саяно-Шушенской ГЭС.

Единственный в СССР междугородный трамвай был уничтожен совершенно идиотским образом
Единственный в СССР междугородный трамвай был уничтожен совершенно идиотским образом

А единственный междугородный трамвай в СССР Челябинск-Копейск пропал в 1976 году (открыт в 1961 году). Причем по совершенно идиотской причине. Пути, связывающие два города, временно разобрали, чтобы пропустить шагающий экскаватор. А потом не стали собирать…

Может бы еще какие-то новости 2021 год мы забыли? Или вы не разделяете наш исторический оптимизм? Изменилась ли к лучшем трамвайная жизнь в вашем городе? Пишите в комментариях.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL