Говоря о живописи, люди обычно представляют себе художника рисующего кистью на холсте. Зачастую это соответствует истине. Однако применяемые в живописи материалы не ограничиваются масляными красками. Одной из наиболее интересных техник является рисование пастелью, а одним из самых прекрасных шедевров пастельного рисунка – «Шоколадница» Лиотара.
Жан-Этьен Лиотар – швейцарский художник XVIII века, прозванный «живописцем королей и красивых женщин». В молодости он учился искусству рисования в Париже, затем много путешествовал, сопровождая различных знатных особ. Эти странствия дали Лиотару бесценный опыт наблюдений, научив его высокой точности зарисовок. Именно аккуратность, детальность и завершенность изображения стяжали ему славу в Европе, обеспечив радушный прием у высшей знати и членов императорских домов.
Лиотар работал исключительно в технике пастели – рисовал мелками. Художник считал, что только пастель способна передать естественный колорит светлых тонов и тончайшие переходы светотени. И надо сказать, что в этой области он добился впечатляющих результатов! Взгляните сами на его «Шоколадницу» – можно ли поверить, что это не живопись, а рисунок мелками на пергаменте? Работа столь тонкая, что не видно ни единого штриха!
«Прекрасная шоколадница» (таково ее настоящее название) была написана Лиотаром в Вене, после возвращения с Востока. На нейтральном фоне изображена молодая девушка. Перед ней оставлено свободное пространство, создавая иллюзию, будто она проходит перед зрителем мелкими шажками, осторожно неся поднос с чашкой шоколада и стаканом воды. Ее глаза скромно опущены, лицо и осанка полны естественной красоты и грации.
Цветовая палитра «Шоколадницы» отличается мягкостью и свежестью тонов. Посмотрите на одежду девушки: нежно-розовый чепчик и ослепительно-белый передник, золотистый корсаж и темно-серая юбка с серебристыми переливами. Краски умеренно яркие и гармонично сочетающиеся.
Детализация рисунка также выше любых похвал. Каждая черточка лица служанки и каждая складка ее платья абсолютно реальны. Ее накрахмаленный фартук топорщится складками – он еще совсем свежий и не успел разгладиться, после того как его вынули из бельевого шкафа или сундука. Даже в стакане с водой натуралистично преломляется край подноса и отражается невидимое нам окно.
Примечательно, что чашка с шоколадом на рисунке – первое художественное изображение мейсенского фарфора. Незадолго до написания «Шоколадницы» его как раз начали выпускать в Европе. Долгие годы твердый фарфор Мейсен высоко ценился в аристократических кругах, его заказывала даже императрица Екатерина II.
Невольно возникает интерес – кем была прекрасная модель, столь искусно изображенная художником? К сожалению, достоверно это не известно. Согласно распространенной легенде на рисунке изображена Анна Бальтауф. Ее отец был дворянином, но обеднел, и она была вынуждена искать работу. Девушки в ее положении нанимались на работу компаньонками или гувернантками, наша же героиня устроилась в венскую кофейню официанткой. В 1745 году, привлеченный рассказами о новом шоколадном напитке, в кофейню заглянул князь Дитрихштейн. Горячий шоколад ему подавала Анна. Очарованный аристократ, несмотря на возражения своей семьи, сделал милой девушке предложение. А в качестве свадебного подарка для своей возлюбленной, князь заказал ее портрет…
Дитрихштейны – древний австрийский дворянский род, существовавший с XI по XIX век в Священной Римской империи. Девизом этого аристократического дома была фраза: «Любовь и справедливость».
Еще при жизни художника портрет «Шоколадницы» признавался шедевром за красоту и виртуозную технику пастели. И до сих пор его рисунок поражает живостью образа, яркой и нежной цветовой гаммой, точностью детализации.
|Справка| Полное название рисунка – «Прекрасная шоколадница» (La Belle Chocolatière). Автор – Жан-Этьен Лиотар (Jean-Étienne Liotard). Жанр – портрет, жанровая сцена. Дата создания – ок. 1743-1745 гг. Материалы: пастель, пергамент. Размеры: 83 x 53 см.
Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!