85,8K подписчиков

Вред "осознанности" - камень в огород mindfulness

С чего начинается здоровая психика? Со стабильного самосознания - "Я". Именно, начиная от управляющего центра - "Я", выстраивается вся осознанная, здоровая, согласованная структура поведения.

С чего начинается здоровая психика?

Со стабильного самосознания - "Я".

С чего начинается здоровая психика? Со стабильного самосознания - "Я". Именно, начиная от управляющего центра - "Я", выстраивается вся осознанная, здоровая, согласованная структура поведения.-2

Именно, начиная от управляющего центра - "Я", выстраивается вся осознанная, здоровая, согласованная структура поведения. Потому что "Я" - это центр принятия решений. Любых решений: встать, сесть, умыться, поесть, погладить кота, помочь ближнему или кому-то далёкому, отказать кому-либо в помощи, что-либо вместе делать и т.д.

Психически здоровый, ответственный член социума, как минимум, пытается в достаточной мере осознавать свою причастность к своим действиям: "Я и мои действия".

Но к сожалению так уж устроена нервная система, что зоны коры мозга, ответственные за "Я-ощущение" не-стабильно активны.

Особенно явно эта нестабильность проявляется при разного рода "психических недугах".

В общем и целом для невротического спектра характерна более стабильная "Я-идентификация", чем для спектра психотических или пограничных расстройств.

Более стабильная! Но не всегда стабильная.

Например, очень успешно "Я-активность" мозга отключается в состоянии испуга, тревоги, в состоянии транса и т.д. И вообще для "нормы" характерна пунктирная активность "Я". В том числе масса психологических проблем связана с дефицитом "Я"-активности. Следствием чего являются разного рода рассогласования в самоощущении и поведении.

Но многие психологи почему-то уверены, что перед ними находится клиент со стабильно активным "Я"/самосознанием:

- Ведь вот же он: сидит, на меня внимательно смотрит, говорит со мной, головой кивает!

- Ну, и что? То, что его глаза и уши направлены на Вас, не означает, что в этот момент {достаточно} активна его дорсолатеральная кора, которая обеспечивает Я-активность, активность осознающего внимания.

Поэтому в плане диагностики и терапии выгодно сначала выяснить, насколько стабильно или пунктирно клиент осознанно находится в контакте с окружающим миром, со своим внутренним миром и с вами - выяснить характер затруднений, связанных с его самоидентификацией. А далее первый этап терапии посвятить активации и стабилизации "Я" у клиента. Пример того, как это можно сделать, описан тут: описание.

А теперь возвращаемся к теме осознанности.

Изначально практики осознанности в рамках восточных духовных доктрин предназначались для тех, у кого предварительно уже натренирована относительно стабильная самоидентификация. Когда субъективное Я-начало способно обеспечивать достаточный уровень стабильности и внимательности в ходе практики. Роль базовых стабилизаторов выполняли социальные институты и разнообразные так называемые "предварительные практики".

В общем и целом схема духовного роста в традиционных культурах выглядит так:

С чего начинается здоровая психика? Со стабильного самосознания - "Я". Именно, начиная от управляющего центра - "Я", выстраивается вся осознанная, здоровая, согласованная структура поведения.-4

Если же "Я" недостаточно стабилизировано, то в ходе тех же медитативных практик возможны разного рода неприятные "спецэффекты" вплоть до клинически значимых проявлений. Такое регулярно можно встретить на разного рода ретритах или курсах той же Випассаны. Потому что в ходе такого рода "тренировок" последователи тех или иных культов практикуют отпускание "Я-концепции", разотождествление с ложными идентификациями и т.п. И поэтому в практиках осознанности НЕТ АКЦЕНТА на "Я".

Но! Всё это безболезненно и успешно может делать тот, у кого всё в порядке с самоидентификацией. Где отпускание "Я-концепции" в рамках стабильной личностной структуры не приводит к рассогласованиям. Когда субъект и без избыточного акцентирования на собственном "Я" действует стабильно осознанно, согласованно, непротиворечиво.

Но дело в том, что к психологам часто приходят те, у кого есть проблемы со стабильностью самоидентификации в комплекте с той или иной симптоматикой.

И поэтому моя претензия к Mindfulness формулируется так:

  • уважаемые апологеты 3-ей волны КПТ, добавьте пожалуйста в свои практики обильные акценты на том, КТО тренирует осознанность. Акценты на "Я". Потому что людям для начала часто не хватает спокойной и безопасной Я-устойчивости.
  • и вообще, уважаемые коллеги-психологи, попробуйте чаще обращать внимание ваших клиентов на последнюю букву алфавита, которая на этапе психического оздоровления должна стать самой главной.

Если есть вопросы, отвечу на них в комментариях.

Так же вы можете записаться на консультацию и лично обсудить волнующие вас вопросы самоидентификации.

Автор: Вадим Субботин
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru