Найти тему
И чо?

Как на самом деле себя мотивировать

Оглавление

Быстро — это медленно, но без перерывов.

Китайская пословица.

Недостаточно мотивирован!

Есть такое мнение (очень распространённое среди менеджеров по персоналу), что мотивация — внешнее для человека состояние. Вот есть специалист, а есть мотивированный специалист. Как специалист мог стать таковым без мотивации — неизвестно. Не иначе, с ним произошло чудо.

Мотивация предстаёт как божья воля, которая осеняет одних и никак не касается других. Если у сотрудников недостаточно мотивации — то надлежит провести ритуал (вероятно даже жертвоприношение), после которого покровитель офисных работников снизойдёт и сделает так, что они наконец-то начнут работать.

Недостаток мотивации многолик. Где-то написано о лени, где-то — о прокрастинации, где-то о вдохновении. И во всех случаях это либо таинственная внешняя сила, либо внутренний дефицит.

Короче, ты не можешь работать либо потому, что тебе меньше повезло (мотивации почему-то нет), либо просто потому, что ты хуже, чем коллеги (то есть, менее мотивирован, чем они).

Особо скорбные умом сводят отсутствие мотивации к отсутствию вдохновения. Чем вообще перекладывают ответственность с больной головы на несуществующую.

Золото дураков

-2

В школе нам говорили, что вдохновение — это хорошо. Вдохновение в нашем представлении было добрым воображаемым другом. Благодаря ему писатели выпускали романы, композиторы сочиняли мелодии, а художники писали картины.

Мы считали, что всё значимое и великое сделано исключительно силой вдохновения. И само вдохновение становилось магической процедурой — нужно было ввести себя в правильное состояние, а потом его поддерживать. Других проблем не предвиделось. Если вдохновение пришло — то всё хорошо, если нет — то у тебя нет таланта и способностей, иди подметать улицы.

Есть одно "но". В реальности творческий процесс, как и любая другая работа, подчинён графику. Писатели связаны контрактами с издательствами, художники — с заказчиками, композиторы тоже предпочитают не творить в стол. Про архитекторов и дизайнеров и упоминать не стоит.

Получается, они либо нашли источник постоянного вдохновения, либо как-то обходятся без него. И это противоречит идее, что они сначала "преисполняются", а потом начинают фигачить.

Если мы копнём чуть глубже, то получается, что вдохновение вообще какая-то странная штука. А. С. Пушкин, например, минимум 16 раз переписывал стихотворение "Я помню чудное мгновенье". С. Кинг почему-то просто ежедневно пишет определённый объём текста. Приходишь к художникам — они тебе говорят про построение, композицию, колорит и прочее. Композиторы — про ноты и гармонии. И все, кто делает что-то важное, очень много говорит про свою работу, и почти ничего — про вдохновение.

Про вдохновение говорят школьные учителя литературы и рисования, а также прочие восторженные персонажи, по каким-то трагическим причинам следа в истории не оставляющие. Ну, потому что вдохновения не было.

Вдохновение как враг

Вдохновение — особенно когда вы хотите что-то начать — не ваш друг. Оно становится врагом в тот момент, когда эмоциональный заряд заканчивается. Именно тогда вы и бросите то, что начали. И вдохновение не поможет вам справиться с делом. Оно поможет вам его бросить. И вот как это будет: после того, как пар вышел, мы обнаруживаем, что в жизни почти ничего не изменилось, а мотивации почему-то уже нет.

Идея вдохновения вредна потому, что создаёт негативную обратную связь. Мы вдохновляемся, ставим себе великую цель и с надеждой смотрим в будущее. Не найдя в настоящем великих свершений и успешного успеха мы решаем, что задуманное не для нас, и вообще не очень-то и хотелось.

Так что с вдохновением у вас есть два выхода: либо вы все бросите, либо даже и не начнёте. Второе, кстати, лучше потому, что вы не потратите время зря.

Отложим пряник

-3

После того, как с вдохновением не вышло, а желание почему-то ещё осталось, переходят ко второй части – к дисциплине.

Меня всегда умиляла ставка на силу воли. Есть огромное число бытовых и необходимых вещей, которые мы не делаем или делаем неохотно. И я очень завидую вере в себя у тех, кто почему-то думает, что если к перечню «дел по принуждению» добавить ещё одно — то тут-то всё и попрёт как никогда.

Здесь всегда игнорируется очевидное: если вы что-то уже не делаете — то, вероятно, мотивации нет? А если её уже нет, то заставить — вероятно, не выход? Но нет.

Нужно наступить на горло собственной песне, превозмогать, лишаться и иногда даже недоедать ради того, чтобы в отдалённом будущем получить какой-то результат.

Тут интересны, во-первых, культурные особенности. Есть мнение, что если ты не превозмогал и не претерпел — то как бы всё зря. Я как психолог с пониманием отношусь к идее терпения, но хочу сказать три вещи:

  1. Постоянно терпеть — это не норма.
  2. Терпеть ради терпения — ещё больше не норма, чем п. 1.
  3. Большая цель обещает вам много безрезультатного терпения.

Вы не вывезете. И я не вывезу. И никто не вывезет.

Ну и вообще, идея, что к цели надо непременно идти через страдание требует работы со специалистом.

Во-вторых, мне очень интересна идея битья себя ушами по щекам в ситуации, когда ты чего-то не можешь делать. И так чувствуешь себя не особо хорошо, так теперь нужно добавить щепотку самобичевания. Зачем?

Постоянное использование дисциплины как основной силы, двигающей вас в жизни, означает, что вы делаете что-то не так. Поэтому у вас будет очень много ситуаций, где вы захотите всё бросить. И как минимум некоторые из них сработают.

Покажи свой KPI

-4

Идея превозмогания вообще содержит идею отречения от маленьких и понятных результатов ради долгосрочных. А делать надо ровно наоборот. Для того, чтобы всё работало, нам нужны быстрые и понятные результаты.

Постановка долгосрочных результатов меня никак не мотивирует. Потому что скорее всего на коротком горизонте я обнаружу, что я не могу их достичь, но точно могу расстроиться потому, что не достиг.

Например, я вряд ли могу похудеть на 20 килограммов за месяц. Особенно учитывая то, что мой вес уже в течение 10 лет не особо меняется. И уж точно не меняется так сильно и так быстро. В итоге единственное, к чему меня приведёт такая цель — грусть и разочарование.

Но в целом я могу начать есть чуть больше полезной травы и чуть меньше лежать, что где-то за горизонтом даст мне требуемый результат. Не за месяц, но даст. И это приводит нас к основной идее мотивации.

Нам должен нравиться процесс.

Если вы не любите бегать — бессмысленно ставить цели по марафону. Если вы плевать хотели на ноты и гармонии — вероятно, не стоит идти в музыкальную школу. Если вы не любите руками делать что-то мелкое — вышивка и моделирование вряд ли вам подойдут.

Бесполезно искать вдохновение где-то за пределами процесса. Способы насилия над собой и используемые инструменты погоды не сделают. Только в том случае, если нам нравится занятие, можно ставить цели. Не наоборот.

И никакой мотивации, кроме желания делать, не существует. Потому что любой другой пинок перестанет иметь для вас значение очень быстро.

Так а что делать?

После Талеба я поверил в то, что важно не только понимать, что делать надо, но и знать, от чего стоит воздерживаться. Со второй части и начну.

Не надо ставить перед собой измеримые, долгосрочные и амбициозные цели. Потому что вы не представляете, как именно их достигать. Помните адептов бизнес-курсов, которые давали публичные обязательства стать долларовыми миллионерами не далее, как к четвергу? Где они сейчас?

В измеримой и великой цели для вас важно то, что она скорее всего станет поводом для самобичевания, если вдруг опять не. А на вдохновении или дисциплине — точно не.

В мотивации себя стоит переходить от наказания к положительному подкреплению. Нам нужна положительная обратная связь. Хотите накопить миллион, но сегодня отложили только 100 ₽? Прекрасно, завтра отложите 105. Не смогли? Ничего страшного, отложите послезавтра. Отложили? Нет? Тогда как минимум не забирайте их из копилки. Готово, вы великолепны.

А если отложили — то может вы и не стали миллионером, но объём располагаемого капитала за два дня вырос более, чем вдвое.

Хотите написать роман? Начните с малых форм. Вообще, попробуйте последовать рецепту Кинга в части про регулярное письмо. Не зашло читателям, но писать всё равно нравится — напишите другое.

Хотите научиться рисовать? Рисуйте. К слову сказать, на форумах художников это единственный совет, который постоянно дают в ответ на вопросы новичков о том, как им преуспеть в технике и отточить мастерство. Когда у ныне покойного Кима Чен Ги (Kim Jung Gi) спросили, как он так умеет, он ответил «я постоянно рисую».

Единственный стоящий тренинг публичных выступлений — сами публичные выступления. И так далее, и тому подобное. Мотивация внутри процесса, а не где-то ещё.

К слову сказать, когда Ф. Герцберг обосновывал свою теорию мотивации, то первым мотивирующим фактором у него было именно содержание работы, работа «сама по себе». Job itself.

А как же дисциплина?

-5

Она не имеет какой-то значимой самостоятельной ценности. Потому что вы не преуспеете в том, что вам не нравится. Но иногда заниматься этим всё равно приходится, и потому просто отводите этим занятиям определённое время. Может быть, некоторые из них начнут вас мотивировать. Может быть и нет. Неизвестно.

Одно можно сказать точно: нельзя преуспеть в том, чем не хочется заниматься и в чём мы не достигаем успехов. Даже небольших. Особенно небольших.

Строго говоря, принуждение себя настолько же бесперспективно, как и ожидание вдохновения. В обоих случаях у вас ничего не выйдет.