(интервью с Архиепископом Пятигорским и Черкесским о Кавказе)
Накануне издания этой небольшой книги мы встретились с Архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом и задали ему несколько вопросов о служении и преемственности на Кавказской Земле, о ее красоте и святынях.
- Однажды в храме, в российской глубинке люди, никогда не бывавшие у нас, спросили: Что делать паломнику на Кавказе?
- Увидеть Небо. Нигде так не чувствуешь пространство Неба как в горах. Даже визуальное ощущение подъема в горы всегда тождественно рывку, попытке полета. Вряд ли ты станешь птицей, но сможешь по-другому посмотреть на мир, поменять свою точку локации и посмотреть на него не сверху вниз, а увидеть его пространство. Большое видится на расстоянии.
Кроме того, это хорошее испытание друзей и себя самого как друга. Здесь ссориться или выяснять отношения опасно. Здесь мы держимся друг за друга…
- Владыко, когда-то митрополит Гедеон, в своей книге «Христианство на Кавказе до и после присоединения его к России» написал: Оглядываясь на исторический путь, пройденный христианством на Северном Кавказе, невольно проникаешься чувством глубочайшего благоговения к тем святым апостолам и угодникам, архипастырям и православным священникам, трудами которых воздвигалось здание христианской Церкви Кавказской…». В данный отрезок времени Вы – Архиерей большой епархии на Кавказе, образно выражаясь – архитектор Церковного здания своего времени. Что для Вас важно?
- Много лет назад Кавказская купель духовно объединила многие кавказские народы.
Это единство можно увидеть в схожести многих традиций, адатов (кавказских обычаев). Они впитали в себя суть христианских добродетелей: милосердия, дружбы, гостеприимства, отношения к ближнему, почитание старших.
Рассуждая о Кавказской Купели, думаю, что призвание православных христиан, живущих сегодня на Кавказе и являющихся неотъемлемой частью его традиций, - быть источником живой веры, доброго слова, христианского благочестия.
- Вы как-то в личной беседе сказали: «я человек восточный». Отличается ли служение на Кавказе, в Туркменистане, Азербайджане, где сейчас живет Ваша паства чем-то особенным?
- На Кавказе все говорят по-русски, но каждый со своим национальным акцентом. Эти акценты часто можно услышать в храмах.
Народ Кавказа чувствует свое единство во Христе, чувствует, что все они братья и сестры, сохраняя при этом свои национальные обычаи, традиции.
Нигде в нашей стране нет такого богатства и разнообразия народностей, национальностей как на Кавказе. Его многонациональность отражается не только в наречиях, акцентах, фамилиях и имена. Она проявляется в обычаях, близких церковным традициям и праздникам: почитание святого великомученика Георгия Победоносца, присутствие на праздничном осетинском столе трех пирогов в честь Святой Живоначальной Троицы, обряды бракосочетания и крещения: все имеет свои национальные особенности, но объединены одно общей верой.
- На территории Карачаево-Черкесии находятся древние храмы Х века, за которыми закреплен статус музея. Несколько раз в год Вы совершаете там Богослужения, что связано с определенными трудностями. Зачем?
- Отвечая на этот вопрос, я совершенно убежден: храмы наши предки строили только для одного. Для того чтобы в них молиться. Чтобы учить детей наши предки строили школы, что бы добывать пропитание обрабатывали поля, избавляли их от камней и сеяли там пшеницу, растили скот и так далее. Всему свое место.
Как бы вы отнеслись, если бы в доме, где выросли твои благочестивые предки, сделали хлев для скота? Разве ваши глаза, зная, что там жили твои прабабушка и прадедушка смотрели бы на это спокойно? Разве ваше сердце не захотело бы справедливости? Ведь они этот дом строили для нас, своих потомков. Вот и храм был создан и сложен для того, чтобы там совершалась молитва. И служить в этом храме, для меня лично, - значит оправдать надежду предков. Значит, продолжать общаться с ними. Я верю, что через молитву и предки наши общаются с нами. Они так же горячо молятся о нашей земле, о мире на Благословенном Кавказе, о мире в нашей многоконфессиональной и многонациональной семье.
- Если посмотреть на историческую карту мира, Кавказ – это пересечение дорог, традиций, религий. Это движение самых разных цивилизаций, существовавших здесь в разные времена. Какое место у православных?
До татаро-монгольского нашествия и даже чуть позже, до нашествия Тамерлана здесь были православные епархии, древние монастыри. Но потом так исторически сложилось, что все это было уничтожено, забыто, втоптано в землю, и, казалось, никогда не вернется. Но шли годы, и вновь начиналось духовное возрождение. Династические браки князей кабардинских и приезд части дворян с Кавказа в Москву так же способствовали продолжению традиции, которая была знакома кавказскому региону.
Православная история так же органична и неотъемлема для Кавказа, как одна из вершин Эльбруса. Отними эту вершину, и это уже не Эльбрус. Все что угодно. Будут о нем говорить: здесь когда-то был Эльбрус, но теперь что-то другое. То же самое можно сказать и о православной христианской традиции Кавказа. Это больше чем история сегодняшнего дня.
- Что бы Вам еще хотелось сделать здесь, в своем Кавказском доме?
- Мне бы хотелось, если Господь благословит и на то будет Его воля, как можно дольше произносить дорогие для меня слова: я рад видеть вас у себя дома, добро пожаловать и горячий вам «салам» с Кавказа, потому что для меня Кавказ – это мой дом, здесь я родился, крестился, вырос. Что хочется сделать в доме? В доме хочется как можно дольше встречать гостей, чаще видеть тех, кто возвращается сюда и собираться всем вместе одной большой православной семьей.
Беседовала Л. Логвиненко