Найти в Дзене
Мама в спорте

Музей "Музыка и время" в Ярославле

На улице в тот день был мороз "ощущается как -36" и толпы людей. Огромные толпы людей. И детей много. Удивительно, хоть я и сама была с тремя детьми от 4 до 12 лет. Но мы к холоду довольно терпимы и жару хуже переносим. Оказалось, что не одни мы терпимо относимся к морозу. Нагулявшись и замëрзнув, мы отправились в музей "Музыка и время". Мы сразу так распланировали маршруты и цели, чтобы больше часа-полутора не гулять на улице, а идти в музей или обедать. Дней в Ярославле у нас полностью свободных было только два, поэтому из множества ярославских музеев мы выбрали четыре наиболее для себя привлекательных. Первым стал "Музыка и время". В музеях мы обычно берëм индивидуальную экскурсию для семьи, но в этом музее все билеты предполагают экскурсионное обслуживание. Я не запомнила, сколько стоит полный билет, вроде бы 400 рублей, но увидев, что мы с тремя детьми, с нас взяли по 300 рублей, сказав, что это стоимость льготного билета, даже удостоверение многодетной семьи смотреть не стали. Эт

На улице в тот день был мороз "ощущается как -36" и толпы людей. Огромные толпы людей. И детей много. Удивительно, хоть я и сама была с тремя детьми от 4 до 12 лет. Но мы к холоду довольно терпимы и жару хуже переносим. Оказалось, что не одни мы терпимо относимся к морозу.

Нагулявшись и замëрзнув, мы отправились в музей "Музыка и время". Мы сразу так распланировали маршруты и цели, чтобы больше часа-полутора не гулять на улице, а идти в музей или обедать.

Дней в Ярославле у нас полностью свободных было только два, поэтому из множества ярославских музеев мы выбрали четыре наиболее для себя привлекательных. Первым стал "Музыка и время".

В музеях мы обычно берëм индивидуальную экскурсию для семьи, но в этом музее все билеты предполагают экскурсионное обслуживание. Я не запомнила, сколько стоит полный билет, вроде бы 400 рублей, но увидев, что мы с тремя детьми, с нас взяли по 300 рублей, сказав, что это стоимость льготного билета, даже удостоверение многодетной семьи смотреть не стали. Это приятно, нам не так часто доводится пользоваться льготами, так как обычно они бывают только раз в неделю или даже в месяц, и этот льготный день не совпадает с днём нашего посещения музея.

Музей "Музыка и время" – это комплекс музеев. Мы пошли в ту часть, где представлены музыкальные инструменты, часы и колокольчики, а также некоторая домашняя утварь (утюги, тазы, посуда). Но есть ещё выставка фарфоровых статуэток и музей самоваров, а также антикварный магазин, ресторан и отель. Обширный комплекс.

Музей "Музыка и время" его владельцы называют первым частным музеем в России. Не знаю, как это проверить, но датой основания считается 1993 год, когда в стране было всё нестабильно и сложно. В интернете пишут, что основатель музея незаконно приватизировал историческое здание с целью наживы, что он в своей время и отсидел 5 лет за взятку и вообще был под надзором милиции.

Основатель музея – Джон Григорьевич Мостославский. Про него на экскурсии нам, конечно, ничего такого крамольного не сказали, рассказали лишь, что он был фокусником и любителем старины. Творческими людьми были и предки Джона, поэтому, дескать, и имя ему родители дали такое непривычное российскому уху. Но, прочитав потом о нём в интернете, мне показалось, что "Джон" вполне себе возможное имя в еврейской среде, тем более, что имя даётся тогда, когда ещё не известно станет ребёнок иллюзионистом или нет, а у папы Джона вполне себе обычное имя – Григорий, хоть он вроде как и из творческой среды.

До посещения музея я не знала о Джоне Мостославском совершенно ничего, поэтому когда у кассы увидела брошюру с фотографией и сидящего рядом мужчину, то подумала, что это сам Джон и есть. Оказалось, что это один из его трёх сыновей, а сам Джон умер в 2015 году.

Брошюра о музее.
Брошюра о музее.

В том здании музея, где мы были, расположено четыре зала: два на первом этаже и два в подвальном, куда нужно спускаться по узкой и очень крутой лестнице.

Нас сначала повели в подвал. Детей почему-то сразу привела в восторг крутая лестница, патефоны и крошечные утюги. Моя дочь решила, что такими утюжками носки удобно гладить, хотя она не слышала о том, чтобы хоть кто-то гладил носки. Экскурсовод сказала, что такими утюгами гладили ленты. Но больше всего в зале было колоколов и колокольчиков, однако рассматривать их долго никому из нас не захотелось, ведь по сути они все одинаковы. Нам патефоны и утюги оказались интереснее. Экскурсантам включили один из патефонов и мои сыновья 4 и 10 лет долго завороженно смотрели на вращающуюся пластинку и слушали скрипучий искажённый звук.

Во втором подвальном зале мы экспонаты осматривали самостоятельно, экскурсовод почему-то туда даже не зашла и ничего не пояснила. В зале была кухонная утварь из прошлого и позапрошлого века и другие предметы быта: прялки, корзины, часы, лошадиная сбруя, что-то мне неведомое (подписи были не на всех предметах). Домашние вязаные коврики показались мне до боли знакомыми, именно такие были в моём детстве в доме дедушки и бабушки.

Потом мы снова поднялись в самый первый зал, где к нашей группе присоединились вновь пришедшие люди, что создало дискомфорт, потому что людей набилось очень много.

В этом зале были преимущественно колокола. Здесь нам снова повторили часть информации о Джоне Мостославском для вновь прибывших и рассказали о различиях колоколов, о бубенцах, об использовании колоколов в быту (привязывание на коров и лошадей). А потом показали чудесное – экскурсовод сыграла на колоколах известные мелодии, такие как, например, "Подмосковные вечера" и "Голубой вагон".

В последнем, четвёртом для нас, зале мы наконец увидели то, ради чего шли в этот музей – старинные музыкальные инструменты: фисгармонии, шарманки, различные музыкальные шкатулки и нами невиданные прежде многоуровневые граммофоны и прочие патефоны, так же в этом зале было много различных часов.

Здесь у нас сменился экскурсовод, и снова добавились вновь подошедшие люди, стало совсем тесно, и мой младший сын приуныл, потому что ему стало ничего не видно, пришлось папе посадить его себе на плечи.

Звук в музыкальных шкатулках рождается путëм цепляния элементов механизма за казалось бы хаотично сделанные "зацепки" на металлическом диске. Вот как кто-то до такого додумался, и как умудрился правильно сделать зацепки, чтобы получилась мелодия?

Восхитила нас физгармония. Я раньше слышала такое название, но никогда не вникала, что это за инструмент такой. Оказалось, что с виду, как пианино, а по сути духовой инструмент с принципом работы, как у органа. Если нажимать на клавиши, то никакого звука нет вообще, чтобы он был нужно ногами (и в некоторых моделях коленями) нагнетать в меха воздух. На мой взгляд это прямо таки гибрид спортивного тренажëра и музыкального инструмента.

А шарманка? Вы знаете, что такое шарманка? Это тоже тренажëр. Мои познания о ней раньше ограничивались сказкой о Буратино, где папа Карло вешал себе её на шею и неспеша крутил ручку. Оказывается, крутить ручку шарманки очень тяжело, а крутить её нужно быстро и равномерно, иначе звук получается замедленный и "жëванный". Наша экскурсовод аж запыхалась и, кажется, вспотела, пока крутила. Экскурсовод рассказала, что шарманщикам часто платили не за игру, а за то, чтобы они прекратили играть, настолько невыносимые звуки порой издавала шарманка. Нам тоже показалось, что неприятный звук, потому что экскурсовод не смогла крутить ручку достаточно сильно и быстро.

Также стоит отметить, что туалета в этом здании для посетителей нет, и когда ребёнок захотел в туалет, пришлось одеваться и по морозу идти в соседнее здание и подниматься там на второй этаж.

  • А в статье по ссылке ниже ещë немного о ярославских музеях –ложка дëгтя в бочку мëда.
  • А здесь о Ярославле в целом и о наших впечатлениях –