Найти в Дзене
Мама в спорте

Карабиха

При каждой возможности я стараюсь детей сводить в мемориальный музей-усадьбу какого-либо писателя или поэта. Мои дети не отличаются любовью к литературе, поэтому биографии писателей и их творчество изучают неохотно и, мне кажется, мало что запоминают. А вот при посещении мест, где эти писатели жили и творили, знания обретаются легче, многое запоминается лучше. При планировании поездки в Ярославль я первым делом выяснила, а не жил ли там какой-нибудь отечественный классик. Оказалось – жил. Да не какой-нибудь, а один из самых известных и значимых в отечественной литературе – Николай Алексеевич Некрасов. До наших дней в почти неизменном виде сохранилась его усадьба Карабиха, расположенная в 15 км от Ярославля. Оказалось, что биография у Некрасова занятная, я познакомилась с поэтом заново. Откуда у Некрасова Карабиха Родился Некрасов в Подольской губернии Российской империи (ныне территория Украины) в связи с тем, что там квартировал полк отца, где он служил, там и жену себе нашёл. А когд
Оглавление

При каждой возможности я стараюсь детей сводить в мемориальный музей-усадьбу какого-либо писателя или поэта. Мои дети не отличаются любовью к литературе, поэтому биографии писателей и их творчество изучают неохотно и, мне кажется, мало что запоминают. А вот при посещении мест, где эти писатели жили и творили, знания обретаются легче, многое запоминается лучше.

При планировании поездки в Ярославль я первым делом выяснила, а не жил ли там какой-нибудь отечественный классик. Оказалось – жил. Да не какой-нибудь, а один из самых известных и значимых в отечественной литературе – Николай Алексеевич Некрасов. До наших дней в почти неизменном виде сохранилась его усадьба Карабиха, расположенная в 15 км от Ярославля.

Оказалось, что биография у Некрасова занятная, я познакомилась с поэтом заново.

Откуда у Некрасова Карабиха

Родился Некрасов в Подольской губернии Российской империи (ныне территория Украины) в связи с тем, что там квартировал полк отца, где он служил, там и жену себе нашёл. А когда отец вышел в отставку, то семья перебралась в родовое имение Некрасовых в деревне Грешнево Ярославской губернии. Это имение не сохранилось до наших дней.

А Карабиха изначально никакого отношения к роду Некрасовых не имела, это было одно из имений рода князей Голицыных.

У нас на Орловщине тоже есть имение Голицина, уж не знаю того самого, у которого Некрасов купил Карабиху или какого другого, ведь род Голицыных был весьма обширен, но связь точно есть. Правда орловское имение сейчас в весьма плачевном состоянии (в конце этой статьи оставлю ссылку на текст об этом).

Карабиху Николай Некрасов купил когда ему уже 40 лет было, и был он известным человеком, весьма неплохо зарабатывающим на литературной деятельности, как автор и как издатель журнала и другой литературы.

Поэт не планировал в Карабихе жить постоянно, так как вся литературная жизнь кипела в Петербурге, но свой "угол" иметь хотелось. С отцом отношения не ладились, Некрасов рано ушёл из дома на самообеспечение, потому что отец хотел, чтобы сын, как и он сам, делал военную карьеру, но Николай не захотел и стал самостоятельно выживать в Петербурге.

Отец Некрасова был жестоким человеком, позволял себе учинять зверские расправы над крепостными крестьянами, женой и, я подозреваю, детьми. А детей в семье родителей поэта было 14, но до преклонных лет дожили то ли трое, то ли четверо. Ребёнком Николаю доводилось видеть мёртвых людей и жестокое обращение с людьми, так же отец Некрасова много сутяжничал, и сын переписывал для отца всякие судебные бумаги. Не удалось мне найти информацию о том, каким по счёту ребёнком был Николай Некрасов в семье, но одним из старших и самым старшим среди оставшихся в живых.

От такого детского опыта у Некрасова появились знания крестьянской жизни и стихи, пронизанные крестьянской болью. Но, как поговаривали некоторые современники Некрасова, он в стихах понимал и сочувствовал крестьянам, а на деле поступал так же, как и другие помещики, осуждаемые им.

Но об этом нам в музее не рассказывали, в музее говорили только о хорошем.

Некрасов приобрëл Карабиху сразу после отмены крепостного права. В интернете пишут, что сначала взял в аренду, а уж через несколько лет выкупил или выиграл (поэт, как и многие его соратники по перу, был игроком, но не мóтом).

В качестве управляющего в новом имении Некрасов поставил своего младшего брата Фëдора. Тот обжился, размножился и вытеснил старшего брата во флигель. Но этот флигель – такое же большое здание, ну только что без антресолей и беседки на крыше (бельведера).

В общей сложности 10 лет Некрасов "летовал" в Карабихе (в смысле приезжал на лето). Несколько сезонов пропустил. Возможно, из-за любовных перипетий.

Немного о личной жизни Некрасова

16 лет Некрасов любил чужую жену Авдотью Панаеву и жил вместе с ней и её мужем в их квартире в Петербурге. Наш Тургенев тоже таким же образом любил и жил с Полиной Виардо и еë мужем в их парижском доме. Эти товарищи ещё и претензии умудрялись предъявлять и своим возлюбленным, и их супругам. Когда Авдотья Панаева овдовела, она Некрасова бросила. Он, говорят, страдал по ней до конца жизни и до конца жизни посвящал стихи. Хотя утешался сначала в объятиях французской актрисы Селины Лефрен, а потом необразованной девушки Фëклы Анисимовны, которая была младше писателя почти на 30 лет и которую Некрасов переименовал в Зинаиду Николаевну и сделал своей первой и единственной законной женой, правда случилось это меньше, чем за год до смерти писателя.

С Фëклой Некрасов прожил около 7 лет, почти не разлучаясь: и в Петербурге с ней жил, и в Карабихе, и по делам с собой возил, образовывал её и развивал, денег в наследство ей оставил, впрочем, других своих женщин он тоже упомянул в завещании. Только Карабиху он при жизни переписал на брата Фëдора, а тот на порог не пустил жену брата после его смерти.

Разумно распорядиться оставленными деньгами бывшая Фëкла не смогла и в своë время умерла в нищете.

Откуда у Некрасова деньги

Вместе с Иваном Панаевым (мужем своей возлюбленной Авдотьи) Некрасов приобрëл журнал "Современник", который был известен ещё со времëн Пушкина.

Некрасов взял на себя всю основную работу в журнале. Для составления очередного номера он бывало прочитывал и по 12 тысяч страниц рукописей. С первых лет руководства журналом Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатались его стихи, проза, критика.

Благодаря "Современнику" получили признание многие писатели: Тургенев, Герцен, Огарëв, в нём считали честью публиковаться Островский, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, Чернышевский, Добролюбов.

В Карабихе висят портреты знаменитых писателей, на судьбу которых повлиял Некрасов.

Некрасов скупал рукописи у писателей и перепродавал их издателям дороже. Так, говорят, Тургенев был в обиде на Некрасова за то, что тот купил у него "Записки охотника" за 1000 рублей, а перепродал за 2500.

"Современник" под руководством Некрасова стал главным литературным журналом России и прибыльным предприятием. Он был настолько значимым изданием, влияющим на умы читателей, что стал вызывать недовольство правящих кругов Российской империи, и журнал пришлось закрыть.

Но Некрасов не отчаялся, а вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным в орган передовой демократической мысли превратил другой журнал – "Отечественные записки", которые прежде были в тени "Современника". Но пришлось быть осторожнее, чтобы и этот журнал не пришлось закрыть.

Смерть поэта

Последние годы жизни Некрасов тяжело болел раком кишечника. Но смертельная болезнь увеличила популярность поэта.

На похороны Некрасова пришло огромное число людей. Его похороны стали первым случаем таких массовых похорон писателя. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, провожала тело поэта до Новодевичьего кладбища в Санкт-Петербурге (которое я собираюсь посетить в самое ближайшее время).

Экскурсии в Карабихе

Мы в музее взяли две экскурсии: одну по главному зданию, вторую по восточному флигелю. Бронировали по телефону за две недели до приезда.

Во время экскурсии по главному зданию, экскурсовод сыпала датами и, мне кажется, не делала поправки на детей.

Нас провели по комнатам второго этажа, рассказали, как тут жил несколько первых летних сезонов Николай Некрасов, а потом его брат Фёдор с многочисленной семьёй (у Николая выживших детей не было (двух детей родила Авдотья, но они умерли во младенчестве), а у Фëдора их с десяток народилось).

В главном здании сейчас преимущественно представлена жизнь брата Некрасова, а не его самого.

Во флигеле нам экскурсию проводил уже другой экскурсовод, который сразу переключился в режим работы с детьми, поэтому экскурсия пошла как-то сразу легко и непринуждённо.

Экскурсовод несколько иначе рассказывала о Некрасове и событиях в Карабихе. Ещё она предположила, что на экскурсии по главному дому детям понравилось на антресолях – это низкий третий этаж, где при Некрасове размещались детские. Но нас туда не водили. А жаль, детям и правда интересно было бы ознакомиться со зданием получше, да и взрослым тоже.

А в бельведер только в тëплое время года водят.

Комнаты во флигеле показались мне пустыми, некоторые таковыми и были лишь с одним-двумя предметами интерьера. Заходишь в пустую комнату с одним лишь комодом, а тебе говорят: посмотрите – это спальня, вот тут (указывая в совершенно пустые углы) были кровати. Не дают такие комнаты представления о том, как тут было при поэте. Экскурсовод сказала, что это от того, что многие предметы не сохранились.

Но, например, когда я была в Гатчинском дворце, мне сказали, что почти вся обстановка – это не те самые вещи, к которым прикасались цари, а похожие предметы той эпохи. Но впечатляет и даёт представление о жизни во дворце.

Было бы неплохо, если бы и в писательский дом нашли похожие вещи. Например, в петербуржской квартире Достоевского многие вещи не те самые (но, кстати, кроватей тоже нет, правда есть спальное место в рабочем кабинете). А вот в музее-усадьбе Тургенева "Спасское-Лутовиново" в Орловской области всё есть, всё то самое, что было при писателе, вот только здание не то самое, а воссозданное намного позже смерти писателя по фотографиям уже в ХХ веке.

А Карабиха сохранилась. Может благодаря тому, что до этих мест немцы не дошли во время Великой Отечественной войны, у нас-то многое именно в войну утратилось.

Интерьеры Карабихи пострадали во время национализации. Часть вещей передали в краеведческий музей Ярославля, а потом, когда Карабиху возрождали, вернули обратно. Потомки поэта съехали, а в зданиях Карабихи был и совхоз, и детский дом и туберкулёзный стационар, после этого говорят, и пришлось кровати выбросить.

Удобства и неудобства

Туалета для посетителей ни в главном здании, ни во флигеле нет. И это жутко неудобно, особенно, когда на улице мороз под 30. Из-за этого я даже могла бы отказаться от посещения усадьбы, если б знала заранее. Мой младший сын ещё мал, чтобы точно предсказывать, когда он захочет в туалет, и случиться это может в разгар экскурсии, а одеться и сходить в другое здание минут 20, а то и больше, займëт, а средний сын в связи с состоянием здоровья тоже может не сразу понять, что скоро нужно будет сходить в туалет. Но, к счастью, сотрудники музея пошли нам навстречу и пускали в свой туалет не только детей, но и нас заодно.

После двух часов экскурсий мы отправились подкрепиться в буфет. Он расположен в главном здании. Выбор еды минимален: пирожки всякие, печенье да конфеты, ну и, конечно, напитки. Но всё же наличие буфета – это хорошо.

Музей дедушки Мазая

Подкрепившись, мы решили отправиться в дом, посвящëнный дедушке Мазаю и зайцам, но оказалось, что там было лишь два сеанса в 10 часов и в 11, пока мы ходили на экскурсиях. Если б нам сказали сразу об этом в кассе, то мы сначала бы сходили к Мазаю, а уж потом во флигель и основное здание, ведь в них можно идти в любое время в течение рабочего дня. Жаль.

Но зато мы успевали на бесплатную рождественскую программу у новогодней ëлки на территории усадьбы.

Народные гуляния в Карабихе

Я опасалась, что из-за сильных морозов уличные мероприятия отменят, но нет, не отменили. Накануне прочитала местные новости, про то, что мероприятие "Мороз – потехам не помеха" отменили из-за морозов.

Мы успели пофотографироваться прежде чем сломался штатив. Видимо, от мороза. Пластмасса разломилась без видимых причин.

Потом вышел дед Мороз, и началось веселье. Мы водили хороводы, плясали, кричали, пели. Было душевно и весело, как в детстве. Никто никому не мешал, никто не лез с телефонами и не загораживал обзор. И кажется мне, что за это нужно благодарить мороз: людей меньше, а те, что пришли – не нытики, а отчаянные весельчаки. А на телефоны почти не снимали, потому что руки от мороза берегли, снимать в перчатках неудобно.

После праздника Макс отправился греться в машину (мы же умудрились заехать на территорию усадьбы), а Лиля с Андрюшей ещё валялись в сугробах и веселились.

Пока дети резвились, муж ходил выяснять, как нам выехать, потому что территорию усадьбы уже закрыли, да и открытой она была по недоразумению: кого-то ждали, а заехали мы и ворот не заметили. Ещё и удивлялись, почему других машин нет.

Нас благополучно выпустили и даже почти не ругались.

  • Здесь я писала о заброшенной усадьбе Голициных на Орловщине –
  • Здесь об усадьбе И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" –

  • Здесь о впечатлениях после знакомства с Ярославлем –