Правда, они умеют её НЕ любить. Наверно, это хорошо: сильное чувство всё-таки:
««Рассказывать» пейзажи Саврасова – пустое дело. И это знает каждый, кто пытался в школе сочинить что-нибудь внятное про злосчастных «Грачей». То есть один раз это вполне может получиться – сиди пиши нечто поэтическое и слезное: весна, все набухло, все приготовилось, вот-вот оживет-зазеленеет, воздух мечтательно-влажный, земля вся в ожидании, черные точки грачей, как вестники из дальних стран о грядущем лете… Но попробуйте написать еще о парочке картин Саврасова – плохо получится, пойдут повторы, да и вообще есть риск заработать себе стойкое чувство собственного косноязычия. Но не беспокойтесь, это природа самого саврасовского искусства. Оно просто не о том» (Кира Долинина. http://loveread.me/read_book.php?id=100990&p=57).
От обиды я полез в интернет с вопросом: «Школьное сочинение "Грачи прилетели"». И мне выдало целую россыпь школьных сочинений и – про детали картины, а не общие слова, и с образным значением деталей. Один ученик вознамерился выпятить у Саврасова оптимизм, и его понесло. Где – правда, а где – наглое враньё: грачи – «вестники скорого тепла», искривлённые, голые берёзы – «устремлены ввысь, к солнцу»; следы птиц на снегу – печать скорой кончины на снегу, «рыхлом»; суета грачей – «грачи вьют свои гнезда», это – новая жизнь; «вдали, на солнце, ледяной наст кажется даже светло-золотистым» – возвышенная аура от корня «золот»; «отражающая голубое небо гладь воды».
Но сила воздействия подсознательного идеала Саврасова подействовала на подсознание школьника, и он не выдержал вранья и кончил так: «полюбоваться непритязательным, но таким родным деревенским видом средней полосы России» (https://www.chitalnya.ru/work/3237246/).
Кира Долинина в конце тоже не выдержала:
«…свое «национальное» выражение. Во многом благодаря тихому искусству предпочитающего всем роскошным видам, живописным дачам, драматическим лесам и горам [имеется в виду – за несколько строк – до живопись западно-европейская] раскисшую до безобразия дорогу, серое небо и талый снег Саврасова».
То есть она-то русская патриотка в глубине души, но умеет вводить себя в раж на тему формалистской отсталости живописи России 19 века от живописи Западной Европы. (Котировалось-то у либералов, а от них – шире, до недавнего времени самоунижаться перед Западом. Статья Долининой датирована 2006 годом.)
А «стойкое чувство собственного косноязычия» это признак хорошего вкуса. Потому что у подсознательного идеала (он не дан сознанию) своих слов нет, а есть только странности (невзрачность архитектуры крестьянских построек и облупившаяся штукатурка церкви).
И мало кому дано переводить из подсознания в сознание ЧТО-ТО, словами невыразимое, характерное неприкладному искусству. Цитированный ученик и Долинина – могут, судя по финалам их произведений. Но над первым довлел общепринятый оптимизм, а над другою – принятое, особенно в либеральных кругах, мнение о формалистской отсталости русской живописи 19 века. Вот они и куролесили вначале.
В чём же состоит подсознательный идеал Саврасова?
Оба умельца говорить не смогли увидеть потрясающую даль и 8 планов на картине, говорящих о вечности русского менталитета – скромности. Где слово «вечность» отдаёт метафизическим иномирием, ницшеанством.
Так я раньше думал.
Ницшеанство связано с исключительностью. А неудачное предположение о том, как пойдёт специальная военная операция на Украине, шепчет, что надо применять другое слово: уникальность – оно не отказывает другим народам тоже быть уникальными. Оно отказывается от исключительности, предполагающей первенство.
Неужели надо – за дали – от исключительности не отказываться историзма ради? Ближайшие к 1871 году победные войны России были: Русско-кокандская (1850—1868), бухарские походы (1866—1868), подавление Адаевского восстания (1870), Искандер-кульская экспедиция (1870), Кульджинский поход (1871).
7 января 2024 г.