Найти тему
638 подписчиков

Попов: искусство реставрации

114 прочитали
Попов Николай Леонидович
Попов Николай Леонидович

Пожалуй, это самая трудная статья об участниках реставрации, т.к. личность Николая Попова очень неординарна и полна событий разного рода. В праздник Рождества Христова уместно рассказать о том, кто зажег звезды и «родил» реставрацию Преображенской церкви, ставил её на ноги, учил ходить и отправил в свободное плавание с чистой совестью, когда уже научились работать.

После рождения Иисуса есть, так сказать, провал в истории его жизни. Восполняю. Мальчик Иисус был учеником плотника, сыном плотника (строителя, в разных переводах). Только с достижением определенного возраста он стал проповедовать.

Николай Попов, конечно, не Иисус, однако к плотницкому делу приобщился, будучи уже очень взрослым человеком, став первым руководителем «Плотницкого центра» музея в 52 года. Далее он стал заместителем директора по реставрации памятников Кижского погоста.

Скажу крамольную мысль. Если бы Николай Леонидович появился бы на острове раньше, то и реставрация бы раньше началась. Но имеем, что имеем.

Начало реставрации, 2010 г.
Начало реставрации, 2010 г.

Вполне логично спросить, а где же человека носило до 52 лет. Отвечаю. Другим делом занимался и занимался хо-ро-шо. Будучи по образованию инженером, он разрабатывал ракеты «Тополь», пожарные роботы, был коммунистом, заместителем директора по реставрации на острове Валаам, руководителем реставрационного участка в городе Сортавала, отцом своих и приемных детей. И наконец, приехал на остров Кижи, когда половина острова после Перестройки лежала в руинах.

Все с острова уезжали, а он приехал. Как вам такой расклад.

Уехал из теплой городской квартиры на дикий (тогда действительно дикий) остров и жил в домике с печкой. Жил круглогодично и в тоске, но с большой мотивацией и с большой мечтой – отреставрировать Преображенскую церковь, а не докоптить до пенсии.

В те затертые годы никто уже и не мечтал о реставрации, т.к. был вынесен официальный вердикт, что отреставрировать невозможно. Невозможного для разработчика «Тополя» ничего нет. Но и сдвинуть с маху махину с места одному тоже не под силу. Поэтому началась политика «малых дел». Для начала он навел порядок вокруг себя и на своем рабочем месте.

2004 г., вот уже такая была веселая компания
2004 г., вот уже такая была веселая компания

Одна из самых бесячих черт Попова – чистоплюйство. Такого любителя чистоты надо еще поискать. Сам за собой всегда убирал и других заставлял. С другой стороны, данный аспект иногда называется «высокая культура труда». Все говорят о высокой культуре и только Попов с веником её молча выметает, распространяет.

Потихоньку, полегоньку вокруг Лидера сложился коллектив и начал называть себя «Плотницкий центр». А в 1999 году на остров приехал архитектор Владимир Рахманов, который знал и дружил с Николаем Поповым еще со времен работы последнего на Валааме. Тандем на десятилетия получился идеальный – интеллектуал архитектор и структурированный инженер с компанией плотников.

Вообще-то две точки опоры не очень устойчивы по определению и нужна была третья точка опоры. Этой точкой стала Эльвира Аверьянова, которая с 1999 года была директором музея. В реставрации Эльвира Валентиновна, конечно, ничего не понимала, однако внимательно слушала первых двоих, прикидывала, оценивала и наконец стала полной сообщницей и пособницей. Не скажу, что это криминал, но около этого. Можно сказать, что поплыла против течения и это в её то солидные годы.

Попов и Эльвира Валентиновна, директор музея
Попов и Эльвира Валентиновна, директор музея

Триумвират быстро поделил сферы деятельности и начал двигать реставрацию церкви, а по пути реставрировать все остальное, абы не развалилось после развала 1990-х годов. Не было там ни главных, ни подчиненных, все они были – единомышленники.

К сожалению, музейные сотрудники далеко не все разделяли идею реставрации. Буквально дословно: «Не трогайте церковь, ничего у вас не получится, дайте ей спокойно достоять (умереть)». Но у Николая Леонидовича на это мнение было свое упорство. Не для того он ехал и жил зимы на острове, чтобы разделить упаднические настроения. Очень упертый мужчина.

В 2003 году была создана Служба реставрации, куда я был приглашен Поповым. Диалог был в течении двух минут:

- Работать будет трудно, но интересно, согласен?

- Да.

- Иди работай.

Ну а чего языком то молоть лишнего. Попов был и есть пунктуальный человек, на ветер слов не бросающий. Еще задолго до современного тренда «базар надо фильтровать или отвечать» в его работе была определенность, т.е. если сказал свое слово, то надо выполнять. Жестко, да, но работа именно так и двигалась.

За базар отвечали все в его зоне ответственности. Конечно спорили, думали, искали хорошие пути решения задачи, но не боялись начальника ни разу. Ведь он начал с лопаты на острове, с граблей и работал как все.

г.Петрозаводск. 1979 г
г.Петрозаводск. 1979 г

Профессиональные качества у Николая Леонидовича были универсальны. Вот не могу сказать, что супер спец в какой-то определенной узкой области (Рахманов такой был, кстати), но старался погружаться во все дела и все тонкости.

Недостатки тоже было, предостаточно. Никто и никогда не говорил, что Попов легкий и дружелюбный человек. Вот именно такой ТАНК и нужен был для реставрации церкви, одновременно простой и надежный, сложный и универсальный как Т-72.

В Плотницком центре. 1999 г.
В Плотницком центре. 1999 г.

Впрочем, мое субъективное мнение разделяли и эксперты ЮНЕСКО. Мало уже кто помнит, что Преображенская церковь попала в позорный Список ЮНЕСКО «Объекты на грани исчезновения». Господа иностранные реставраторы приезжали почти каждый год отслеживать состояние умирающей уникальной постройки. О чудо! Наконец они увидели конкретных людей, которые ежедневно из года в год одни и те же, никто никуда по углам не бегает и работают, работают, работают. Во главе людей – Николай Попов.

Тихонечко сняли эксперты ЮНЕСКО нашу церковь из позорного списка, сейчас никто даже и год не вспомнит, когда это было. В 2010 году началась переборка церкви, а в 2013 году в возрасте 68 лет Николай Леонидович ушел на пенсию (мог и в 55 уйти, в Карелии северные льготы есть).

С разработчиками первого в стране противопожарного робота. 1987 г.
С разработчиками первого в стране противопожарного робота. 1987 г.

В начале реставрационного пути, в году этак в 2001 Николай Попов выдавал на-гора:

- Реставратор должен на Преображенке получать достойную зарплату, долларов 500!

К слову, тогда и 50 баксов считалось за радость. Мы ж не Москва. Где Преображенка и где Красная площадь надо всем понимать.

- Ну ты Николай Леонидович и шутник, однако.

Шутник не шутник, а во время визита ВВП на остров в 2001 году в одной островной баньке парились Попов, Путин и Катанандов (в то время местный губер). О чем они парились история умалчивает, вероятно о делах наших скорбных в то время и о судьбе уникального памятника. Наверное, нашлись простые человеческие слова и одобрение всей будущей истории прямо с Олимпа.

о.Валаам, Никольский скит. 1988 г.
о.Валаам, Никольский скит. 1988 г.

Патриарх Всея Руси тоже мимо не прошел и благословил возрождение храма. Очень много людей помогало в работе на разных уровнях, старались и понимали. В целом, слово «Преображенская церковь» открывала все двери во всех кабинетах, мастерских, гаражах, кладовых и т.п. Главное, что это слово было, простите, слово конкретного мужчины – Попова Николая Леонидовича.

Я уже не пишу даже, что церковь была Поповым изучена снизу-вверх, и вдоль, и поперек. Как-то, само собой разумеется. Подрядчики все были обучены, воспитаны им лично. Все станки крутились и вертелись, транспорт ездил, плотники обучались и т.д. и т.п.

Сегодня 7 января 2024 года это кажется естественным, но в 1997 году это было просто из «сказки», из фантастического рассказа. Не Пушкин же все это сделал, а кто тогда? Я вам и отвечаю, кто.

Пора завершать. В чудесный день Рождества хотел рассказать о земном чуде, которое сделали простые христиане, даже бывшие коммунисты по реставрации главного деревянного памятника на Руси – церкви Преображения Господня Спасского кижского погоста. Большой вклад Николая Леонидовича, низкий ему поклон и здоровья. Жене Людмиле Михайловне тоже поклон.

Попов Н.Л., Портрет любимой жены Люси. 1988
Попов Н.Л., Портрет любимой жены Люси. 1988

На днях случайно узнал, что французское слово инженер «ingénieur» и английское «engineer» образованы от разных слов, хотя оба слова сильно похожи. Во французском варианте от корня латинского «гений», в английском «двигатель». В русский язык пришел французский вариант, т.е. «гений». И тополя летают, и роботы работают, и церковь стоит.

Всем всего светлого и ясного, с Рождеством!

P.S. Неравнодушные могут поддержать, автор вложит в нужное дело.

Большое спасибо!