Как общеизвестно, прибытие Ленина в Петроград 3 (16) апреля 1917 года было отмечено официальной встречей с политическими эмигрантами, сопровождавшейся важным выступлением лидера большевиков прямо с бронированного транспорта. Впрочем, свидетельства о событии появились позже, в процессе формирования официальной ленинианы, и они, к сожалению, не обладали значительными подробностями. Таким образом, то, что "всем известно", стало скорее метаморфозой нашей исторической памяти, чем фактом, зафиксированным в 1917 году.
Из воспоминаний Надежды Крупской:
«Когда Ильич вышел на перрон, к нему подошел капитан и вытянувшись что-то отрапортовал. Ильич, смутившись немного от неожиданности, взял под козырёк. На перроне стоял почётный караул, мимо которого провели Ильича и всю нашу эмигрантскую братию, потом нас посадили в автомобили, а Ильича поставили на броневик и повезли к дому Кшесинской. „Да здравствует социалистическая мировая революция!“ — бросал Ильич в окружавшую многотысячную толпу».
В период революционного хаоса никто не обращал внимание на судьбу броневика. В 1924 году, после ухода Ленина из жизни, был организован конкурс на создание памятника Ильичу, который предполагалось разместить перед Финляндским вокзалом в Петербурге - на месте, где произошел небольшой импровизированный митинг с использованием броневика в качестве трибуны. Участникам конкурса в качестве образца для создания памятника был предложен бронеавтомобиль «Остин» третьей серии. Однако в то время поиск исторического броневика не был организован.
Через несколько лет инициативу по поиску броневика взял Фёдор Быков, участник встречи с Лениным в 1917 году и командир авто-пулемётно-мотоциклетного бронеотряда при исполкоме Петроградского Совета. Вокруг него объединилась группа активистов, которые вели переписку с корреспондентами по всей стране и составили подробное описание искомого броневика (по их мнению, это должен был быть «Остин» второй серии). Поиски продолжались около десяти лет, пока наконец в 1939 году в окрестностях Ленинграда, в Сосновке, не был обнаружен бронеавтомобиль, который группа Быкова признала как подлинный.
Этот легкий бронеавтомобиль «Остин», произведенный в Англии, оказался в России еще в 1915 году. Он входил в состав Запасного бронедивизиона и использовался в период войны в обучающих целях. После Февральской революции автомобиль находился на стороне петроградских сил и временно располагался у особняка Кшесинской. В дальнейшем, разными путями, он оказался в отряде охраны Смольного и принимал участие в штурме Зимнего дворца. В ходе революционных событий ему было присвоено историческое прозвище — «Враг капитала». В 1922 году отряд охраны Смольного был расформирован, и броневик, как устаревший, попал под юрисдикцию ОСОАВИАХИМа Ленинградского металлического завода. В конечном итоге, он был направлен в Сосновку.
Интересно, что в 1939 году возникли сомнения относительно подлинности обнаруженного броневика. Директор Музея Ленина В.В. Бедин высказывал сомнения на совещании с группой Быкова, говоря:
«Вы знаете, какую ценность представляет этот броневик, если это тот, с которого выступал Владимир Ильич. <…> Но может получиться скандал, если мы выставим броневик, а он окажется не тем».
Вопреки сомнениям, решено было отбросить эти мысли. Бронеавтомобиль прошел процесс реставрации и в 1940 году был выставлен во дворе Мраморного дворца, который в то время являлся Ленинградским филиалом Центрального музея В.И. Ленина. Из-за сырого климата северной столицы была необходима повторная реставрация машины в начале 1970-х годов. После этого броневик был выставлен в здании Мраморного дворца, однако из-за снижения посещаемости после переноса его внутрь, музей рассматривал возможность установки легендарного автомобиля на улице. В результате в течение 1980-х годов броневик оставался на открытом воздухе, проходя регулярную профилактическую реставрацию.
В начале 1990-х годов «Враг капитала» оказался невостребованным. Музей Ленина переехал из Мраморного дворца на скромную площадь в Смольном, а броневик даже был предложен к покупке американцам и финнам. В 1992 году его передали в Артиллерийский музей, где он экспонируется в 10 зале до настоящего времени. Место перед Мраморным дворцом, который теперь является филиалом Русского музея, теперь занимает Александр III.
История броневика продолжается, и ряд исследователей высказывает сомнения относительно подлинности этого исторического артефакта. По их мнению, британская фирма "Остин" в период Первой мировой войны построила более двухсот бронеавтомобилей по заказу России, принадлежащих к трем разным сериям в зависимости от изменений в проекте. Исходные описания, предоставленные группой Быкова при поиске броневика Ленина, указывали на "Остин" 2-й серии, выпущенный в 1915 году. Впрочем, "Враг капитала" оказался "Остином" 3-й серии, заказ на который был подписан в 1916 году, а первые машины поступили в Петроград только летом 1917 года.
Согласно мнению специалистов, нынешний музейный экспонат может быть связан с так называемыми "русскими Остинами" - бронеавтомобилями 3-й серии "Остинов", собранными в России на базе импортированных шасси в период Гражданской войны, в 1918 году и позднее. Документы, обнаруженные в Российском государственном военном архиве, свидетельствуют о том, что бронеавтомобиль под названием "Враг капитала" был произведен на Ижорском заводе в июне 1919 года.
Таким образом, возникло предположение о том, что данный броневик может быть поддельным, и настоящий броневик, использованный Лениным, возможно, утерян, учитывая крайне ограниченное число сохранившихся бронемашин времен Первой мировой войны.
"Дорогие товарищи, если статья понравилась и вы хотели бы быть в курсе новых материалов, подпишитесь, пожалуйста! Ваша поддержка важна для меня."