Ил-86 служил верой и правдой советской и российской авиации 31 год (его модификация ВзПУ в строю до сих пор, но предназначена только для высшего военного руководства).
Целью разработки нового советского широкофюзеляжного самолета было не просто достижение паритета с существующими моделями западных производителей, но и превосходство машины по ряду технических характеристик. Поэтому успешная реализация проекта как минимум нивелировала технологическое отставание СССР в этом сегменте авиастроения.
Конкуренцию составлял старт производства в 1974 общеевропейского (Англия, Германия, Франция) лайнера Airbus A300. Появившийся на несколько лет позже Ил-86 превосходил европейский аналог по массе и габаритам. Так, серийная модель А300В2 обладал взлетным весом, равным 142 тоннам, перевозя при этом 250 пассажиров. Дальность полета составляла 3700 км. Советский же лайнер хотя и был тяжелее (215 тонн), но покрывал расстояние в 4350 км., взяв на борт 350 человек. Тоже касается и удобства перелетов. Салон был на 5 м длиннее (39 и 44 м), шире и выше. 5,35 метра против 5,7 и 2,54 метра против 2, 16, соответственно.
Аэродинамические схемы обоих самолетов практически не отличались друг от друга. Оба обладали стреловидным крылом с низким расположением, однокилевым оперением и турбореактивными силовыми установками. Но 4 мотора против 2 не оставляли шансов европейцу соперничать ни по грузоподъемности, ни по дальности. Причем двигатели НК-86 разрабатывались специально под Ил-86, став результатом предельно глубокой модернизации модели НК-8. Последними комплектовались пассажирские лайнеры Ил-62 и Ту-154.
Низкая тяговооруженность самолета, тяга энергетической установки не превышала 13000 кгс., послужила довольно скорому отказу от производства. За повышенную взлетную массу и дальность беспосадочных перелетов приходилось платить колоссальным расходом топлива и недопустимым уровнем шума. Конструкторы сочли дальнейшую модернизацию лайнера нецелесообразной, с учетом необходимости замены не только двигателей, но и шасси, а также ряда иных систем. К тому же к серийному производству был готов Ил-96, вобравший в себя весь опыт эксплуатации своего предшественника Ил-86.
Новинка менее чем за год эксплуатации (к сентябрю 1981) сумела установить 17 официально зарегистрированных мировых рекорда. Лайнер превысил рекордные на то время скорости пролета кольца протяженностью в 1 и 2 тыс. км. в классе самолетов без ограничения взлетной массы. Рекорды были установлены с различными весами грузов. Новая модель побила рекордные показатели своего предшественника, превысив максимальную скорость Ил-86 с 962 до 975 км/ч. Конкуренты, согласно сведениям Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) покорили эти вершины лишь 20 лет спустя.
Помимо выполнения функции первопроходца, на котором тестировались передовые конструкторские и технологические решения, Ил-86 был одним из самых безопасных самолетов своего времени. По окончании в 2011 году гражданской эксплуатации лайнера зарегистрирована потеря лишь одного борта в 2002. Причем авария произошла не из-за отказа систем машины, а по вине пилотов.
Больше инфографики по Ил-86 здесь