Сейчас центр Минска светится: огромные елки с гирляндами, световые фигуры, украшенные витрины. Но праздники пройдут, разноцветные огоньки исчезнут, и наше внимание вновь будут привлекать огромные и яркие элементы городского пространства — медиафасады. Для чего нужна медиаархитектура, и какую роль играют мультимедийные фасады в городе — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Во-первых, это способ привлечения внимания потребителя к бренду. Так, крупные западные производители компьютерных игр, киноиндустрии, рекламные компании эффектно и эффективно презентуют свою продукцию благодаря 3D-медиафасадам.
Какие только маркетинговые задумки не воплощают! Например, в 2014 году на Таймс-сквер появился билборд площадью с футбольное поле, а в 2023-м в Лас-Вегасе построили высокотехнологичное сферическое сооружение для проведения концертов и спортивных соревнований. «Сфера» имеет светодиодный дисплей, и первый рекламодатель — Национальная баскетбольная ассоциация — размещал на здании изображение баскетбольного мяча. Судя по видео, смотрится зрелищно.
Во-вторых, такие фасады служат для привлечения горожан и туристов к определенной локации. Станет ли сооружение с мультимедийным фасадом в столице «гением» места? Думаю, нет. Здесь нужен объект с историей, душой, воспоминаниями — нечто «раритетное». Зато местом для селфи и рилз вполне может оказаться. Есть вероятность, что эффектные снимки на фоне мерцающего виртуального мира залетят в TikTok. Интересные ролики на мультимедийных фасадах привлекали бы молодежь — тем более это быстрый способ донести важную информацию.
Проекция на город
Перейдем к самим зданиям. Днем на первый план выходит архитектурное сооружение, «тело». Если говорить о домах середины ХХ века, расположенных на том же пр. Независимости, то всегда интересно рассматривать лепные элементы, скульптурные фигуры и другие детали, характерные для сталинского ампира. Дома сами по себе величественны, в них есть индивидуальность, им не нужен «вечерний грим» — максимум грамотная подсветка. Смотрятся неброско и аккуратно фасады Троицкого предместья. Хотя им не помешали бы рождественские световые проекции… Недавно на нескольких зданиях в Санкт-Петербурге появились световые инсталляции — оцифрованные детские рисунки победителей городских творческих конкурсов. Мне кажется, это очень хорошая идея!
Стильная контурная подсветка и на домах в жилом комплексе «Маяк Минска», фасады которых обращены к Национальной библиотеке Беларуси, — она повторяет силуэт зданий, делая акцент на особенностях современной архитектуры.
В 2018 г. о бизнес-центре «Футурис» на пересечении пр. Независимости и Минской кольцевой автодороги писали, что здание «рискует стать новой Меккой для желающих сделать селфи на фоне переливающихся стен». Этого не случилось. Сейчас на бизнес-центре транслируется, по моим наблюдениям, непримечательная реклама. А какой потенциал у здания! Из всех просмотренных роликов (более 10) самыми интересными показались рекламирующие заведение игорного бизнеса и одну букмекерскую контору.
Выходит, фасад БЦ «Футурис» используется только с коммерческой целью? А будут ли ролики на социальные, культурные темы? Ответил директор рекламного агентства Александр Видникевич:
— Пик размещения рекламы — ноябрь-декабрь, поэтому у вас сложилось впечатление, что мультимедийный фасад «Футуриса» используется только с коммерческой целью. В течение года на нем показывают ролики социальной направленности — нам отправляют поздравления администрации районов Минска, Мингорисполком, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, МВД. Горожане видят информационные ролики, предоставленные в том числе МЧС. Также постоянно размещаем видеоконтент о городских акциях.
Специфика медиафасада в том, что он работает в темное время суток по утвержденному Мингорисполкомом графику, который формировался на основе обращений граждан, а архитектурная светодиодная подсветка автоматически включается и выключается. Хочу отметить, что с августа 2020-го на медиафасадах на постоянной основе транслируется государственный флаг Республики Беларусь.
Вы предложили хорошую идею — сотрудничать с белорусскими цифровыми художниками, ведь техническое оснащение здания позволяет транслировать креативные рекламные видеоролики (например, в 3D-формате) и презентационное видео высокого качества. В 2024 году включимся в работу по этому направлению: проведем конкурс среди художников нашей страны и лучшие работы разместим на самом большом экране Беларуси.
Что показательно
Похожая ситуация с крупным торговым центром на пр. Победителей и с Национальной библиотекой Беларуси. В первом случае — пицца, интернет-магазин и еще несколько незапоминающихся реклам, во втором — названия букмекерской компании и компании-производителя бытовой техники и аксессуаров премиум-класса, сменяющие друг друга. Что еще размещают на медиафасаде библиотеки? Рассказала заведующая отделом связей с общественностью Национальной библиотеки Беларуси Светлана Кравцова:
— У нас можно разместить два вида рекламы — текстовую информацию и графический рисунок с дополнительными эффектами и анимацией.
На световом табло здания размещаем не только коммерческую рекламу, но и социальную. Например, во время ІІ Европейских игр, помимо слогана, минчане и гости столицы могли видеть пиктограммы видов спорта. В Международный день родного языка — 21 февраля — проводим акции, посвященные белорусскому языку: транслируем праздничные графические рисунки, загадки, цитаты белорусских классиков, слова, которые передают особенности лексики и отражают красоту родного языка: «кветка», «люстэрка», «бусел», «мастацтва», «шыпшына», «натхненне». В этом году на наружном электронном световом табло появятся слоганы, популяризирующие чтение: «Стварай сваю будучыню — чытай!», «Кiнь «мышку» — вазьмi кнiжку!»… А с 1 января на нем можно увидеть тематический логотип Года качества.
Справочно
Медиаархитектура — дизайнерское оформление фасадов зданий с различными световыми приемами. В ней сочетаются такие дисциплины, как архитектура, дизайн, городское планирование, цифровые медиа и искусство. Медиаархитектура объединяет реальность и виртуальный мир.