Точнее не только сессия по созданию стратегии, это много более широкий инструмент. Да, чаще всего на страт сессии занимаются разработкой стратегии компании или бизнеса, но общем случае страт сессия - это
групповое мероприятие для обсуждения и коллективного принятия решений по любым стратегически важным вопросам
Главное - что собираются люди, имеющие непосредственное отношение к стратегии компании, и обсуждают вопросы, имеющие непосредственное отношение к стратегии компании.
При этом формат этого мероприятия будет отличаться не сильно, скорее будут применяться различные формы тактической групповой работы, уместные для решения того или иного вопроса. Но подготовка к сессии, интервью с заказчиком и ключевыми участниками, постановка задачи, модерация, правила проведения, фиксация результатов и их декомпозиция - это то, что останется “как в обычной страт сессии”.
Есть много вопросов и задач, которые могут решаться с помощью этого инструмента. Вот несколько примеров для каких еще задач проводятся страт сессии
Сформулировать ценности, видение и миссию компании. Это задачи безусловно стратегического уровня - корпоративная культура стоит на этих понятиях - и хвала тем собственникам, которые вовлекают в принятие таких решений команду.
Обсудить и решить проблемы в коллективе. Нередкий запрос “команда не умеет / не хочет нормально коммуницировать”, от чего страдают многие процессы. В процессе подготовки и на сессии есть возможность детально обсудить причины плохой коммуникации, дать команде озвучить последствия, выработать пути налаживания коммуникации, взять на себя обязательства, сформулировать план действий и контрольные точки.
Да, модератору очень важно дать команде сформулировать почему сама команда считает, что коммуникация плохая и как команда понимает эффективную коммуникацию. Моя практика показывает, что при описании этих вопросов зачастую появляются очень неожиданные открытия.
Обсудить и принять систему вознаграждения ТОП-менеджмента. Запрос чаще от уже зрелых компаний, где вознаграждение формировалось по принципу “как-то решили, так и живем”, и команде хочется вместе (с собственниками) системно взглянуть на вопрос долгосрочной мотивации ключевых сотрудников. Также этот вопрос часто возникает после принятия амбициозной стратегии типа “нам надо за 3 года заработать миллиард чистой прибыли”. Понятно зачем это акционерам, а вот обсудить зачем это нужно менеджменту лучше всего именно на страт сессии, посвященной именно этому вопросу.
“Встряхнуть команду”, вырвать из рутины, синхронизироваться. Да, бывает это нужно сделать, и совместная работа тому очень способствует. Тут для сессии нужно будет выбрать наиболее актуальный для совместного обсуждения вопрос, так как озвученная команде цель “Встряхнуться” вряд ли будет воспринята адекватно 😀. Тут хорошо работают задачи вроде “нарисовать образ будущего”, сформулировать сценарии развития индустрии и компании. Помимо “встряхивания” и сплочения команды результаты такой сессии будут крайне полезны для самой стратегии.
Иногда первое лицо ставит задачу “хочу посмотреть на команду в процессе групповой работы”. Задача крайне важная и предельно понятная, но вот идеальный инструмент для нее - деловые игры, в процессе которых проводится скрытый или открытый ассессмент. Не стоит ставить это основной задачей на сессию, но при наличии иной задачи на страт сессию поведение различных членов команды действительно хорошо просматривается и собственник может сделать определенные выводы.
Также страт сессии могут проводить ключевые подразделения в рамках декомпозиции стратегии, то есть команда маркетинга формирует маркетинговую стратегию на основании утвержденной бизнес-стратегии. Но тут уже скорее хоть и локальная, но “страт сессия про стратегию”.
Основными факторами успешной сессии является выбор опытного модератора, четкая формулировка задачи и правильный процесс подготовки сессии. В одной из следующих статей я раскрою этот вопрос подробнее.
Очень важно - на одну сессию нужно ставить только одну задачу. У меня, как и у каждого модератора, есть не один пример, когда есть более одной задачи на мероприятие, и в результате не выполняется ни одной.
У разных компаний в разное время возникают разные вопросы стратегической важности, в решение которых нужно вовлечь ключевую команду, и страт сессия вам в помощь. Это очень эффективный инструмент управления компанией, который, к счастью, набирает популярность.
Собирайте ключевую команду чаще - сейчас это крайне важно!