Вакантное с прошлого года место мальчика для битья снова занято. Джонни Деппа сменил Жерар Депардье. Оба знаменитости. Оба богачи. Оба титаны мирового кинематографа. Оба прошли весь путь от социального дна до вершин мировой славы своими ногами.
И оба попали под «культурную» кувалду отмены.
Кувалда это своеобразная Она невидимая. Она нематериальная. Но составные части те же, что и в материальной. Она состоит из тихого вычеркивания из культурной среды. Из отказа в работе. Из разрыва контрактов. Из прореживания близкого круга. Из отводимых в сторону взглядов. Но это только рукоять. Есть набалдашник.
И он сложен из ударных средств – обличений, оскорблений, сомнительных откровений, порицания, осуждения. Удары такой кувалдой не наносят синяков и шишек. Они бьют по репутации, по имени, методично расплющивая в ничто годы и годы работы по их сотворению.
Вы заметили, как много в последнее время обвинений в адрес известных людей со стороны неизвестных?
Разве имя Эмбер Хёрд гремело так же звучно в медиапространстве, как загремело во время скандального суда с Джонни Деппом? И гремит ли оно сейчас?
Кто знал имена тех 15-ти и даже более человек, что обвиняли Кевина Спейси в непристойном поведении?
Загляните в Википедию. Их имена теперь вписаны в биографию именитого актера.
Кто-нибудь когда-нибудь услышал бы о некой ассистентке, проработавшей 13 лет назад 9 дней на съемках фильма, если бы она вдруг сегодня не вспомнила, что именно тогда подверглась домогательствам со стороны Вина Дизеля?
Складывается впечатление о входящей в моду практике поиметь денег и сиюминутной славы за счет известных и успешных людей.
И киносообщество, будучи неотъемлемой частью культурного сообщества, эту практику поддерживает и культивирует тем, что моментально лупит обвиненного по голове кувалдой отмены. Не дожидаясь судебных разбирательств, не дожидаясь решений суда.
И что же? Джонни Депп оправдан. Кевин Спейси оправдан. Вряд ли добьется успеха и некая ассистентка, покушающаяся на имя и деньги Вина Дизеля.
Да, осужден Джонатан Мэйджерс, исполнитель роли Канга в фильмах и сериалах Марвел.
На съемках фильма «Человек-муравей и Оса: Квантомания» актеру не повезло познакомиться с некой хореографом и оказаться с ней в одном автомобиле. В нем-то и случилось происшествие, вылившееся в судебный иск. Вот описание случившегося со слов самой истицы.
Пострадавшая рассказала, что схватила телефон Джонатана Мэйджерса после того, как увидела на его экране текстовое сообщение от другой женщины, в котором та признавалась, что «хотела бы поцеловать его прямо сейчас». Когда возмущенный артист попытался вернуть свой телефон, она почувствовала "сильный удар по голове, который привел к появлению синяков и боли".
Источник цитаты: Deadline
Джонатану Мэйджерсу грозит до года тюремного заключения, либо он может быть приговорен к испытательному сроку, штрафу и выполнению общественно полезных работ в связи с доказанными в суде актами домогательства и насилия.
В какой степени они были похожи или не похожи на описанный выше акт насилия, судить сложно, не располагая материалами дела.
Но речь в статье не о конкретном случае, речь о тенденции, набирающей силу. Речь о растущем лицемерии киносообщества и общества в целом. С одной стороны – высокие нравственные идеалы. С другой – немедленная «рубка» голов до суда и следствия.
И не важно, как эти головы попали в щекотливую ситуацию – по своей глупости, по оговору заинтересованной стороны или в результате спланированной провокации. А ведь это совершенно разные вещи.
Итак, следующим мальчиком для битья назначен Жерар Депардье – мэтр французского кино, личность, благодаря которой французский кинематограф поднялся на новый уровень востребованности и популярности.
Кувалда отмены немедленно была приведена в действие. Под выкос пошли все фильмы с участием Депардье, все телепередачи, как текущие, так и те, что намечались в перспективе.
Присутствие Депардье в культурной среде Франции должно свестись к нулю. Видимо, такую цель поставили себе отменщики.
Интересно, а какую они внесли лепту в развитие кинематографа Франции?Насколько она сравнима с той, что внес Депардье за 56 лет своего талантливого творчества?
Да, Жерар Депардье эпатажен, неоднозначен, возможно, бесцеремонен, грубоват, но это часть его широкой натуры, яркой индивидуальности, составляющая его неповторимой харизмы. И, в том числе, часть профессии.
Актер играет на публику. Играет всегда. Это неизбежно. И у каждого актера свое публичное амплуа.
Возможно, это амплуа Депардье немногих значимых или многих незначимых раздражает. Возможно, раздражает он сам. Возможно, его успехи. Возможно, независимость. И вот подворачивается шанс продемонстрировать свою правильность, праведность и значимость.
Забывают сказанное Иисусом Христом: «Кто сам без греха, пусть первым бросит камень». Знаменитое изречение сказано в ситуации, когда толпа испрашивала разрешения Христа побить камнями согрешившую прелюбодеянием женщину. После слов Иисуса ни одного камня брошено не было. (Евангелие от Иоанна, 8-я глава, стихи 3-11).
Каждый человек безгрешен ровно до той поры, пока о его грехе не узнают. Просто грехи известных людей узнаются и резонируют в обществе быстрее, чем грехи тех, кто торопится ударить по ним кувалдой отмены.
Тех, кто и сам, вероятно, времени от времени где-нибудь и с кем-нибудь шалит, да только это остается в тайне. Их не преследуют журналисты. За ними не охотятся папарацци. Они не интересны, потому что их никто не знает.
Да, известность ко многому обязывает и, прежде всего, к подобающему поведению. Известный человек невольно становится неким эталоном по многим параметрам – от моральных до социальных.
Но человек – не каменная глыба, впрочем, и она подвержена эрозии от ветра и воды. Преступление должно быть наказано, хотя сколько преступлений остаются безнаказанными? Но не о них речь.
За доказанное преступление полагается адекватное наказание, но этот жизненный эпизод не должен вытягиваться в черту, которой перечеркиваются все прошлые заслуги известного человека перед обществом, все его профессиональные достижения в прошлом и все его планы на будущее.
Так кто и в чем обвиняет Депардье? Обвиняют женщины в количестве 13 человек в непристойном поведении и сексуальном насилии. Истицы собрали непристойности (по их мнению) Депардье с 2004 по 2022 год.
Интересно, почему не с 1974 года, когда вышли «Вальсирующие», ставшие, несмотря на откровенную провокационность, культовым фильмом? Хотя, нет, одно обвинение датируется 1994 годом.
Кроме Шарлоты Арно, прямо заявившей о сексуальном насилии, остальные истицы ограничились жалобами на неподобающее поведение актера, такое как, ощупывание и непристойные комментарии.
Сразу возникает вопрос: если тебя ощупывают и тебе это неприятно, что мешает эти действия пресечь? Все непристойности, по словам истиц происходили, в основном, на съемочных площадках.
Не в лесу, не в парке, не на ночной улице, когда жертва оказывается один на один с насильником и некого звать на помощь. На съемочной площадке в присутствии массы людей.
Что мешало пресечь поведение, сочтенное для себя оскорбительным? Некие тайные мысли о практической выгоде? И вот она не случилась. Поэтому получите иск, господин Депардье? Пусть и спустя 30, 19, 16, 5 и сколько-то еще лет.
Еще возникающий вопрос: в каком ситуационном контексте творил непристойности Депардье? Серьезном, шутливом, игривом, в тон общего настроения на съемочной площадке?
Такие детали весьма важны. При расследовании любая мелочь может обрести решающее значение.
Пока же обвинения 13-ти разгневанных женщин дали возможность широко размахнуться кувалдой отмены и крепко огреть по имиджу, репутации и заслугам Депардье.
В конце 2023 года телеканал France 2 выдал сразу два фильма о людоедских наклонностях Жерара Депардье. Один фильм под названием «Дополнительное расследование». Другой фильм так и назывался: «Депардье: падение людоеда».
Семья Депардье назвала обвинения в адрес актера «беспрецедентным заговором».
Близкие Депардье говорят о том, что даже в обычной жизни он часто играет роли, что может шокировать чувствительных людей. Однако не стоит путать слова и действия.
«Сегодня его критикуют за то, за что поощряли еще вчера, что заставляло многих людей смеяться на съемочных площадках, чтобы разрядить атмосферу... Использовать словесные провокации Жерара для подкрепления других (пока необоснованных) обвинений крайне нечестно», — говорит семья актера.
Источник цитаты: gazeta.ru
Президент Франции Эммануэль Макрон выступил против предложения отменщиков лишить Жерара Депардье ордена Почетного легиона. По мнению Макрона, нельзя принимать такие решения «на основе одного лишь телерепортажа».
Если Депардье виноват в том, в чем его обвиняют, то ответит по суду, но до этого времени травля великого актера не делает чести тем, кто ее запустил и наращивает.
Культура отмены – опасная тенденция, потому что не имеет четких правовых и нравственных критериев, и вполне может использоваться для сведения личных счетов, в корыстных целях и нечестной конкурентной борьбе.
Отмена актера сказывается не только на его личной карьере. Она сказывается на работе всех производственных площадок, с которыми актер сотрудничал - на киностудиях, ТВ, стриминговых платформах, на интернет-каналах.
Потеря титульного актера в большом проекте может финансово подкосить производство и дать шанс конкурентам перехватить инициативу. А если шанса нет, его всегда можно создать. Создать тому, кому этот шанс выгоден.
В мире, перенасыщенном информацией, погоней за успехом и конкурентной борьбой, создать этот шанс совсем не трудно.
Я считаю, что культура отмены – это вовсе не инструмент нравственного оздоровления профессиональной среды, скорее, неправовая карательная мера, наносящая многосторонний моральный и экономический ущерб.
Очень интересно узнать ваше мнение, уважаемые читатели по поводу культуры отмены. Насколько обоснованно ее применение к известным личностям?
Буду благодарна за ваше мнение в комментариях.
А также за подписку на канал и лайк.