Пётр Дмитриевич Еропкин, имевший много славных заслуг перед государыней императрицей Екатериной Второй, имел свой дом на Остоженке, где позже помещалось Коммерческое училище. По имени домовладельца соседние переулки получили названия Малый Еропкинский и Большой Еропкинский.
Когда Еропкин был сделан московским главнокомандующим (1786—1790), он не захотел переехать в казённый дом, а остался жить в своём и денег, отпускаемых из казны на угощения, не принимал. Во время посещения Москвы императрицей он давал ей праздник у себя в доме. Екатерина спросила:
— Что я могу для вас сделать? Я желала бы вас наградить.
— Матушка государыня, — отвечал Пётр Дмитриевич, — доволен твоими богатыми милостями, я награждён не по заслугам: андреевский кавалер и начальник столицы, заслуживаю ли я этого?
Императрица не удовольствовалась этим ответом и опять ему говорит:
— Вы ничего не берёте на угощение Москвы, а между тем у вас открытый стол: не задолжали ли вы? Я заплатила бы ваши долги.
Он отвечал:
— Нет, государыня, я тяну ножки по одёжке, долгов не имею, а что имею, тем угощаю, милости просим кому угодно моего хлеба-соли откушать. Да и статочное ли дело, матушка государыня, мы будем должать, а ты, матушка, станешь за нас платить деньги; нет, это не приходится так.
Видя, что Еропкину дать нечего, императрица прислала его жене орден святой Екатерины.