Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом.
- родители с завышенным уровнем притязаний.
Некоторые родители этой группы неправильно оценивают способности своих детей и ставят перед ними слишком высокие цели в учебе. Они стараются создать максимально комфортные условия для обучения своих детей, помогая им с домашними заданиями, следя за их успехами и неудачами в школе, настаивая на дополнительных занятиях и кружках, а также нанимая репетиторов, если видят, что ребенок испытывает трудности с учебным материалом.
Однако, эти родители часто перебарщивают с контролем над процессом обучения своих детей, регулярно интересуясь у учителей о посещаемости и успехах ребенка, требуя от него выполнения всех домашних заданий и проверяя его дневник каждый день.
Итог: В какой-то момент ресурсы ребенка заканчиваются, начинается процесс невротизации или уход из реальности с помощью фантазий, различных форм зависимостей. К тому же чрезмерный контроль и вмешательство родителей в процесс обучения могут привести к тому, что ребенок не научится самостоятельно решать проблемы и принимать ответственность за свои действия.
- родители с заниженным уровнем притязаний.
К этой группе относятся родители, которые не верят в способности и за датки своих детей, они равнодушно относятся к развитию и обучению своего ребенка, предоставляют ему полную свободу, не следят за посещаемостью школы ребенком.
Итог: С одной стороны ребенок, лишившийся "безопасного тыла" может постоянно искать опору в других, быть зависимым, излишне сомневающимся, с другой стороны. Иной вариант развития это "достигаторство", а формулы "быть успешным", "много зарабатывать", "быть лучшим", "стать идеалом" растут из потребности быть замеченным тем самым родителем или важной фигурой.
- родители с реалистичным уровнем притязаний.
Жаль, что вас так мало, с другой стороны я без работы не останусь...Родители, относящиеся к этой группе, принимают своего ребенка таким, какой он есть, объективно оценивают его возможности и помогают ему в преодолении трудностей в учебе. Они адекватно реагируют на получаемые ребенком оценки и стимулируют его к достижению успеха. Эти родители не ставят перед ребенком завышенных требований и не контролируют его каждый шаг, но при этом они всегда готовы помочь ему, если у него возникают трудности. Они поддерживают и мотивируют своего ребенка, поощряют его усилия и успехи, и стараются развивать в нем самостоятельность и ответственность.