После п. Комсомольский, я почти сразу оказался на границе с Дагестаном. Здесь военные соорудили, что-то типа блок-поста. Останавливали все транспортные средства без исключения. Из автобусов и легковых атомобилей вынимались все личные вещи и осматривались. Проверяли документы. Меня попросили встать немного в стороне и ждать своей очереди. Я стал ждать. Спустя некоторое время ко мне подошли тоже, посмотрели документы и сказали, что можно ехать. Отъезжая от "блок-поста", откуда ни возьмись выбежала кавказская вчарка, просто огромных размеров и побежала за мной очень быстро сокращая расстояние. Мне ничего не оставалось делать, как дать по газам и быть таковым. Посмотрев в зеркало я убедился, что она быстро отстала и стала возвращаться обратно. А я далее я продолжил свой путь в сторону Махачкалы.
Продолжая движение, очень скоро стало смеркаться, а затем вовсе стемнело. По дороге попадалось большое количество полицейских автомобилей со включенными проблесковыми маячками. Я ехал и раздумывал о том, насколько здесь спокойная обстановка? Такое количество военных и полицейских я не видел за весь путь, который уже преодолел. В новостях ничего особенного и создающего повод для беспокойства не писали. Однако это все равно создавало некое напряжение. Было уже поздно. Где остановиться на ночлег, я тогда еще и не представлял. Сказывалось полное отсутствие опыта в таких поездках, да и привычка все делать до последнего, не задумываясь об этом тоже давала о себе знать. Пока в голове крутились разные мысли, незаметно в дали сначала появились огни, а вскоре я увидел магазины, кафе, гостиницы, без обозначения населенного пункта. Подъехав в ближайшее кафе, с целью покушать и за это время решить где переночевать. Кафе называлось "Дагестан". Войдя внутрь, я спросил что можно поесть из национальной кухни. Мне предложили блюдо под названием "гюрзе" - это пельмени с бараниной, по форме чем-то напоминающие вареники. Было очень вкусно.
Поев, я тут же спросил о ночлеге. Мне дали номер телефона по которому я позвонил. Вскоре появился приятный, молодой человек, который представился Рашидом. С ним очень быстро удалось обо всем дговориться. За небольшую плату он мне предложил комнату позади кафе и любезно согласился поставить мотоцикл в гараж. По пути в гараж, на земле я увидел непонятное существо у себя под ногами.
Это оказалась саранча, которая напугала меня до смерти по дороге в Калмыцкой степи.
Усталость просто валила с ног и я приняв душ, мгновенно отрубился, не успев головой коснуться подушки. Утром по привычке встал рано и вышел на улицу. Хотя было еще очень рано, солнце уже поднималось и ощущалась его теплота. Сказывалось уже изменение климата, за тот путь что я уже проехал. Превосходная, теплая погода, радовала мгновенно поднимая настроение.
Рано утром уже пришла хозяйка, работающая на кухне. Не знаю ее имени, но но то что она приготовила, было невероятно вкусно. Блюдо на завтрак называлось "хинкал". Это блюдо, чем то схоже с бешбармаком, только все по отдельности, в разных тарелках.
После завтрака, в дорогу мне предложили местный пирог - Чуду. Это печеный пирог с мясной начинкой. Увидев размер пирога, я немного опешил, но согласился взять с собой половинку. Пирог кстати оказался тоже очень вкусным.
Осмотрев мотоцикл и закрепив груз, я отправился дальше, в дорогу.
Хотел сразу отметить то, что Дагестан порадовал хорошими дорогами. Поэтому сильно не напрягаясь и совсем незаметно, ехав и наслаждаясь дорогой я очутился в Махачкале.
Здесь сразу стала ощущаться необычная архитектура основной части построек, напоминая чем-то Турцию. Я ехал не торопясь и любовался местными видами, пытаясь сообразить в какой стороне находится Каспийское море. Пользуясь навигатором и плутая по запутанным улицам, все же смог найти городской пляж. Погода была достаточно жаркой. Подъехав максимально близко к морю, пошел купаться.
Вода была чень теплая. На берегу, кроме отдыхающих были еще и рыбаки, ловившие на удочку мелкую рыбешку. Долго наблюдая за их активностью я смотрел и думал - как хорошо и спокойно здесь.
Насидевшись на берегу и досыта наглядевшись в сторогу горизонта, я поехал на следующую достопримеательность, которая была на моем пути - это бархан Сарыкхум.
От Махачкалы бархан оказался на небольшом расстоянии. Я быстро добрался, хотя последний участок дороги имел очень грязный участок грунтовки. Здесь организовано, что-то вроде заповедника, хотя это заповедник и есть наверное. На территории есть музей, в котором можно увидеть всех животных проживающих на бархане.
Размер бархана просто впечатляет и по настоящему это оценить удалось пешком добравшись на самый верх.
Солнце клонилось к закату. Становилось очень красиво. И последние лучики солнца играли на песке переливаясь ярко-оранжевым цветом.
Спустившись вниз, я увидел еще два мотоцикла, рядом с моим. Это были BMW R1200GS с Московскими номерами. Приготовив кофе я находился рядом со своим мотоциклом, когда ко мне подошли, другие мотопутешественники. Ими оказались двое мужчин, на взгляд около 50 лет, из Москвы. Они мне рассказали, что дальше держат путь как и я в Дербент, но сегодня дальше не поедут. Им разрешили переночевать в палатке на территории заповедника. Не знаю почему я тоже не остался там ночевать? Хотя такое решение на тот момент было бы самым оптимальным. Я подумал, что солнце еще не село и я успею доехать до Дербента. Хотя ехать еще нужно было порядка 130 км.
Еще немного помучавшись на грязной грунтовке, я вскоре выехал на трассу и поехал в сторону Дербента. Как того и стоило предполагать, солнце очень быстро скатилось к закату и вскоре стало совсем темно. Вдобавок ко всему, на отдельном участке дороги производился ремонт, поэтому время которое отводилось чтобы добраться до места, существенно увеличилось, учитывая еще недостаточно хороший свет на моем коне. Все эти факторы меня быстро вымотали. На приборке вдобавок ко всему, загорелась лампочка призывающая меня заправиться на ближайшей заправке. Первая попавшаяся заправка была Лукойл. Заехав и заправившись, я спросил у местных, где можно переночевать? Мне ответили самое близкое жилье только в Дербенте, через 30-40 км. Расстояние конечно небольшое, но учитывая, что время уже было к полуночи и то что я был совсем измотан, для меня это не было хоршим вариантом. Ставить палатку рядом с трассой было тоже не самым хорошим решением. У работников заправки я спросил можно ли поставить палатку за АЗС? Там и светло и туалет и вода рядом. Однако мне ответили, что руководство АЗС от такого события не будут в восторге. Немного растроившись, что дела с ночлегом не решаются, побрел к мотоциклу. Но через мгновение меня нагнал заправщик и сказал: "Ты проходи ночевать в молебную комнату. Там тебе никто и слова не скажет" В Дагестане практически на каждой заправке есть комнаты, где проезжающие водители могут помыть ноги и помолиться. Вот именно в такой комнате я и ночевал той ночью.
Утром я встал когда еще и 5 часов не было, однако уже расцвело. Позавтракав, проверив свой багаж и попрощавшись со своими новыми друзьями, двинулся дальше в сторону Дербента. Солнце только взошло, было уже очень тепло, в моем шлеме играла приятная музыка на русском радио. По краям дороги появились зеленые насаждения. Мое любопытство взяло верх и я остановился посмотреть.
Это оказались посадки винограда. Дожив до сих пор, я ни разу и не видел как растет виноград. Поле было огорожено проволокой, и я найдя брешь в ограждении пробрался на поле посмотреть и полюбоваться видами виноградных плантаций.
Поднявшисьсь на холм, я увидел насколько были обширны поля засаженные виноградом. На сколько хватало глаз, до самой линии горизонта простирались эти посадки.
Попив чая и немного перекусив оставшимся пирогом Чуду, я двинулся дальше. До Дербента оставалось совсем немного.
При въезде в Дербент, мое внимание снова привлекло большое количество военных, с автоматами, дежурящими пратически повсеместно. Я снова задумался о том, спокойно ли здесь?
И первым местом посещения в моем маршруте заслуженно оказался старый город и крепость Нарын-кала. В переводе с тюркского языка кала означает - город. На территории средней азии очень много названий с такими приставками. Заехав со стороны города, я оказался у городских ворот, в тени которых сидели три старца.
Эта картина мне невольно напомнила сюжет из фильма "Белое солнце пустыни". Я подошел к ним спросить, как найти крепость. Не долго думая, один из них показал вверх на холм. Подняв свой взгляд, я сразу увидел стены крепости и дорогу ведущую вверх. И теперь возвращаясь обратно к мотоциклу, я увидел, что деревом под которым я оставил мотоцикл, была черешня, с висящими на ее ветках спелыми ягодами. Подойдя поближе я съел с ветки несколько ягод. Черешня с дерева была необычайно вкусная.
Поднявшись выше по дороге передо мной во всей красе предстала, Дербентская крепость Нарын - кала. Возле входных ворот беззаботно бегали мальчишки и кричали мне на перебой, что напугались змеи в кустах.
Немного пройдя далее, увидел в тени деревьев памятник Низами Гянджеви, поэту и мудрецу жившему в 12 веке. Автору многих стихов и афоризмов.
„Бывает, что любовь пройдёт сама, Ни сердца не затронув, ни ума.
То не любовь, а юности забава. Нет у любви бесследно сгинуть права.
Она приходит, чтобы жить навек, Пока не сгинет в землю человек.“ —
/Низами Гянджеви/
Затем, попав уже на территорию крепости, первое что я увидел - это подземная тюрьма, в виде стакана, напоминавшая сюжеты из старых, советских фильмов, которые которе запомнились из детства.
Находясь в таких местах, всегда пытаюсь оглядываясь по сторонам, представить как было и что происходило в те времена, кода жизнь кипела здесь полным ходом и это позволяет ощущать такие места не только визуально, а еще и эмоционально.
Крепость очень хорошо отреставрирована и выглядит очень интересно. Но на этот момент все же нашлись критики, которые считают, что реставрацию провели с использованием современных технологий и местами видно современные и пиленные камни. Если приглядываться, это конечно видно, однако на мой взгляд крепость выглядит в рабочем состоянии и очень красива. Она создает впечатление первозданного состояния, а не груды камней, которые предлагается посмотреть на многих исторических объектах. А здесь все в рабочем и словно в первозданном состоянии, что позволяет в полной мере включить свою фантазию и окунуться в историю.
Люди которые следят за этим местом, просто большие молодцы.
А какие виды открываются со стен крепости? Просто хочется кричать от восторга))
На территории, также имеются кафе, где можно отдохнуть, пообедать, а также сфотографирваться.
Мое внимание также привлекла и старинная баня, находясь в которой представлял, как это было в те давние времена.
И снова мне не хотелось уезжать из этого места. Здесь было здорово. Благодаря разыгравшейся фантазии, эмоции просто переполняли и я задумался о том, как все же хорошо свободно путешествовать и не зависеть не от экскурсовода, не от гида или попутчика, а просто делать то что хочешь и ехать куда хочешь.
Солнце стремилось к зениту, время было к обеду, стало жарко и единственным желанием сейчас было поесть и искупаться. Поэтому я включил навигатор и поехал в сторону Каспия, по дороге решив заехать на местный рынок. На рынке я попал в только, что открывшееся кафе, где заказал шашлык из баранины. Шашлык был просто отменным. В сочетании свежих овощей и баранины в исполнении местного шашлычника просто произвело взрыв моих вкусовых рецепторов. Пообедав и насладившись местной кухней, я двинул дальше по дороге купив соленого, молодого сыра и свежих абрикосов.
Кстати говоря за свою жизнь вкуснее абрикосов я больше нигде не пробовал. Абрикосы в котрорых есть и прекрасный аромат и замечательный вкус.
После рынка я купил в подарок своему сыну бутылку Кизлярского коньяка. Мне посоветовал продавец. Сказав, что не смотря на то что живет он в Дербенте, коньяк он пьет Кизлярский. Говорит, что он мягче.
Насытившись обедом и купив подарки, я оглянулся по сторонам, чтобы определить в какой стороне море. В такую погоду единственным оставшимся и не реализованным желанием было окунуться в море. Чтобы не настраивать навигатор я решил спросить у местных как проехать к морю. Первым попавшимся человеком оказалась высокая, симпатичная девушка кавказской внешности, у которой я и спросил дорогу. Она едва заметно улыбнулась и ответила: "Смотрите. Запомнить легко. Посмотрите направо, видите там горы? Теперь посмотрите налево, видите там гор нет? Значит там море." Посмотрев еще раз налево и направо, на горы и их отсутствие, я понял иронию, и тоже улыбнулся, поблагодарил девушку и поехал.
Оставив своего коня в тени деревьев, пошел купаться. Вода была необычайно теплая. Быстро накупавшись, сварил кофе, смазал цепь на мотоцикле и немного перекусил. Подошли местные ребята, с которыми довольно долго разговаривали на разные темы. Еще раз искупавшись, мне стало скучно сидеть на одном месте и я решил ехать дальше. В планах был посмотреть экраноплан "Лунь", но местные сказали, зачем он нужен и не требует внимания путешественника. Поэтому я решил ехать в сторону п. Хучни, а затем в Кубачи и Гамсутль.
Немного сбившись с дороги, навигатор повел меня какой-то второстепенной дорогой. Которая вывела меня сперва в какой-то горный поселок, после чего начал путаться в показаниях. Показывал то налево, то в обратную сторону. Ничего не оставалось, как спросить дорогу у местных. Дорога началась отсыпанная щебнем и мой мотоцикл просто отказывался ехать. Kawasaki ER-6N является нейкедом. А нейкед это по большому счету, раздетый спортбайк и предназначен он больше для езды по городу. А для неасфальтирванных дорог его подвеска просто не предназначена. Ехав на первой передаче, мои зубы просто дребезжали от тряски и грозили ссыпаться в портки. Остановившись спросить дорогу, местные сказали, что до Хучни осталось километров восемь, но дорога будет вся такая. Сказали, что уже вечер, ехать поздно. Пригласили к себе переночевать. Я вежливо отказался, поблагодарил и поехал дальше. По пути попалась еще одна деревня в горах. Дорога была вся разбита и я здорово с ней намучился. Вскоре я выехал на хорошую, асфальтированную дорогу и оказался в Хучни. Добравшсь до водопада, думал сделаю пару фото и успею добраться до следующей путевой точки. Но солнце в горах садится мгновенно и за считанные 10 минут, стало темно. Мне ничего не оставалось делать, как заехать с обратнй стороны дороги, поставить палатку и лечь спать.
Утром едва появилось солнце, я проснулся, сварил кофе и начал собираться. После чего сразу переехал посмотреть местную достопримечательность, Хучнинский водопад. Подъехав поближе я увидел как на ВАЗ 2106 мужчина учит свою жену водить автомобиль.
Едва закончив процесс бучения, ко мне подошел мужчина, представился Саидом и пригласил попить с ними чай. Недолго думая, я согласился.
Разговорившись за чаем, Саида удивило, что я ночевал поблизости. И он спросил:
- Ты спал здесь? На полянке?
- Я ответил, да.
- Он снова спросил: ночью как шакал воет слышал?
- Я ответил нет. И вновь посмотрел на него.
- Саид заулыбался и ответил - Сергей, самый опасный зверь - это человек.
Снова заулыбался подлвая чай, мне и себе.
Приятно было сидеть, разговаривать и любоваться горами и водопадом, одновременно разговаривая с приятными людьми. Словно я приехал в гости к близким родственникам. Я просидел и проболтал с ними наверное несколько часов. После чего, как бы мне этого не хотелось, распрощавшись с Саидом, его женой и сыном я поехал дальше в сторону старинной крепости Кала-куреш.
Дорога снова была отсыпана щебнем и я с трудом продвигался на очень низкой скорости. Я снова понимал, что данный мотоцикл не пригоден для путешествия по таким дорогам.
По дороге в горах меня остановил местный. Как оказалось, его зовут Мушег. Вместе со своей внучкой он выставлял ульи с пчелами на полянку возле дороги. Спросив у меня откудая и куда еду, он сказал внучке чтобы принесла попить холодной воды. Она сразу принесла термос и протянула мне налитую кружку с водой. Попив прохладную воду, Мушег снова спросил: Есть ли у меня покушать? Достаточно у меня воды? Если честно я был удивлен такой доброте и радушию людей попадаюшихся по дороге. Разговорившись с ним поближе он понял мое удивление, что мне попадаются очень добрые люди, а также о том что много военных и полицейских встречается в регионе, заулыбался и сказал, что здесь живут очень хорошие люди. А также произнес, то говорят по телевизору и то что есть на самом деле, зачастую имеет свои отличия. Я задумался над его словами и вспомнил как сказал Олдос Хаксли: «Путешествовать значит развенчивать чужие заблуждения о других странах». И действительно в моей голове прочно укоренилось не имеющее логического обоснования ощущение какой-то опасности исходящей от мусульман и ближнего востока. Скорее всего это связано подсознательно из за часто транслируемых событий по телевизору связанных с терроризмом, Б.Ладаном и разных террористических организациях. Теперь я понимал что это не так и здесь живут очень хорошие и отзывчивые люди, всегда готовые прийти на помошь, даже в те моменты когда никого не о чем не просишь, а если что-то попросишь, помогут наверняка. В этом я полностью убедился за время своего путешествия. За время нашего разговора на телефон пришло СМС от МЧС, о предстоящей жаре до +42 градусов.
И действительно было очень жарко. Распрощавшись с Мушегом, а также узнав дорогу в сторону Кала-куреш и Кубачи, двинулся дальше. Дорога была просто невыносима. Чтобы не стучали зубы по дороге, я ехал с такой скоростью, что попадись ишак на моем пути, легко бы меня обогнал. Поднявшись на площадку перед Кала-куреш, оказалось еще идти в горы по лесной тропинке более километра. Зная что прогулка может затянуться, я взял с собой термос с чаем и легкий обед, потихоньку пошел по лесной тропе. Тропа была довольно извилиста, постоянно шла вверх петляя между деревьев. Делая небольшие передышки, я шел все выше и выше. И каков был восторг, когда я увидел виды открывшиеся передо мной с места где располагалась старинная крепость.
Я готов был пищать и визжать от восторга, от тех эмоций которые нахлынули с вида птичьего полета.
Зазвонил телефон. Это звонил мой сын, узнать как у меня дела. Переведя вызов на видеособщение я показал какая красота открывается с места на котором находился. Немного поговоря с ним, заметил как в глазах постепенно начала уменьшатся яркость и закружилась голова. Поняв, что я теряю сознание от жары и перегрева, я быстро сказал, что перезвоню позже, отключил телефон, нащупал камень позади себя на который можно было присесть и спокойно сел. Сняв мотокуртку и немного прийдя в себя, попил чай и заодно пообедал любуясь необычайными красотами.
Спускаться обратно было гораздо проще, так как дорога всегда шла под гору и я быстро добрался до места стоянки.
И снова дорога, теперь в сторону Кубачи. Это поселок рекламируемый повсеместно как город мастеров и ювелиров. Дорога снова была покрыта щебнем. И я ехав на своем ишаке, думал только об асфальте.
Добравшись до Кубачи, казалось, что ювелирный завод уже давно не работает, а единственная дстопримечательность в поселке это Кубачинская башня, с крыши которой открывался хороший вид. Налюбовавшись видом и спустившись решил пообедать, пока была такая возможность. Выбрав в меню местного кафе какое-то блюдо с неизвестным мне названием, блюдом оказалась жаренная картошка с мясом. Поев я снова двинулся в путь. Учитывая трудности перемещения на моем ишаке, по дороге покрытой щебнем, пришлось отказаться от затеи посетить Гамсутль и единственным желанием было выехать на асфальт. Выбираясь на асфальт на многочисленных спусках ехав и не задумываясь пользовался в основном задними тормозами, чтобы не прилечь на щебенке. Поэтому вскоре учитывая жару и регулярное использование одного тормоза, тормоза у меня и вовсе исчезли. До хорошей дороги несколько километров я ехал только с передним тормозом. Там остановившись прокачал тормоза от воздуха и поехал уже по асфальтированной дороге в сторону Сулацкого каньона. Расчитывая остановиться где-нибудь там, как всегда не расчитал свои силы и километраж в маршруте, не успел доехать засветло до планируемой точки. Вскоре стемнело и начался настоящий ураган. Для дозаправки пришлось остановиться на ближайшей АЗС. Это оказался целый комплекс где была АЗС, сервис, магазин и много еще разных и полезных услуг. Поискав в телефоне место для ночлега и не найдя его, обнаружил, что телефоон разрядился полностью и отключился. Не долго думая и взяв зарядку попросил в магазине зарядить телефон. Продавец без вопросов согласился помочь. Обойдя все вокруг, место для палатки я тоже не нашел. Подойдя и спрося у первого водителя где можно переночевать, он ответил что гостиницы самые ближние в Махачкале. Туда ехать у меня уже не было сил и желания, а затем еще заниматься поисками ночлега. И тут произошло что-то невообразимое. Этот водитель покричал другого водителя, тот позвал еще одного, другой позвал продавца из магазина, кто-то начал звонить управляющему комплекса, набралось столько народу и все были заняты одним делом - где мне переночевать. В итоге меня снова определили в молебную комнату. И что удивительно после решения моей проблемы, все также быстро и незаметно разошлись. Заправив мотоцикл и накрыв его чехлом, я поужинал в кафе напротив и пошел спать.
За ночь я хорошо выспался проснулся рано утром. Мотоцикл ждал меня, возле моей гостиницы.
Выйдя на улицу я снова проделывал все каждодневные операции. Собирал вещи, проверял свой багаж и исправность мотоцикла.
Вскоре выехал в дорогу, в сторону Сулацкого каньона. Дорога была отличная, погода еще лучше. Я ехал и все думал о людях которые постоянно чем-то мне помогали на всем пути. И о том какой замечательный этот край.
Далее по пути по дороге попался магазин мясо, где я купил себе на обед немного баранины. Также спустя немного заехал в хлебный киоск за лепешкой, где дав мне лепешку и осмотря меня сверху вниз, не взяли с меня денег. Я поблагодарил за хлеб, посмотрел на себя сверху вниз оценив свой пыльный и бомжеватый вид после пыльной дороги.
Поднимаясь выше по дороге передо мной отрылся пейзаж необычайной красоты. До самого горизонта слева простиралась водная синева. Это было Чиркейское водохранилище.
Посидев немного и с высоты полюбовавшись местными красотами, я понимал, что пора двигать дальше. И самое нужное сейчас найти место возле воды, чтобы искупаться, помыться, постирать все вещи, приготовить покушать, обслужить мотоцикл.
Вдали виднелись гостевые домики возле воды и масса машин приехавших отдыхать. Именно в ту сторону я и отправился. Спустившись к воде расположился не доезжая до общего скопления машин метров на 200-300. Приготовил себе обед из купленной, свежей баранины.
Я пообедал, искупался, помылся. Затем перестирал все вещи. Почистил и смазал цепь. И пока собирался дальше в дорогу, все мои вещи уже высохли. Я был помыт постиран, сыт на чистом и заправленном, мотоцикле. А что еще нужно для счастья? Все уже и так есть))
Объехав справа Чиркейское водохранилище, очутился вблизи плотины. Где течет река Сулак.
От такого пейзажа захватывало дух.
Практически на той же высоте летали орлы.
Там же я встретил местного, который сейчас живет в Балашихе, а сам он родом со старого поселка Чиркей, который был затоплен при строительстве Чиркейской ГЭС. Немного побеседовав с ним я двинул дальше к следующей смотровой площадке.
Основная и всем известная площадка, находится рядом с п. Дубки.
Довольно впечатляющее место, поражающее высотой, замечательными видами и многообразием различных красок. Налюбовавшись красивыми видами, достаточно отдохнув, я готов был снова двигаться в путь. Сегодня в планах было добраться до Владикавказа. Хотя самое разумное тогда было бы остаться, поотдыхать, накупаться и утром спокойно ехать в направлении Чечни. Но цель была поставлена и я снова ехал в седле, отсчитывая многочисленные километры. Теперь уже мой путь лежал в сторону Северной Осетии...