Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Удивительный вердикт

Гавриил Романович дописал последнюю строчку своего заключения по делу и устало откинулся на спинку стула. Заключение получилось, как сейчас принято говорить «бомбой»! Даже сам Державин не ожидал от себя такого! Но пойти против правды он никак не мог, не в его это было правилах. Поэтому хоть до сих пор он никогда в своей практике третейского судьи не становился на сторону крестьян, он вынес вердикт, который в целом оправдывал их поступки в долгом имущественном споре с графом Алексеем Мусиным-Пушкиным. Тем самым, который роясь в книжных хранилищах разных монастырей, откопал там в одном из томов «Слово о полку Игореве».

К тому моменту, когда дело о конфликте крестьян и графа попало на рассмотрение к Державину, спор продолжался уже более 30 лет. Все началось с того, что Мусин-Пушкин обнаружил, что часть его земель в имении, расположенном в Ярославской губернии, почему-то используется государственными крестьянами. Они косили там сено и рубили лес во владениях Мусина-Пушкина. И ссора дошла до того, что Мусину-Пушкину пришлось жаловаться в дворцовую канцелярию, потому что потребовалась воинская команда, чтобы выставить крестьян. Причем, даже применение силы не помогало: крестьяне решение не выполнили.

В 1773 году крестьяне согласились с тем, что они больше не станут хозяйствовать на пустошах, но при этом Мусин-Пушкин в свою очередь должен был отказаться от претензий на те земли, где жили крестьяне. Договориться не получилось, так как Мусин-Пушкин потребовал выплатить денежную компенсацию в 15 тысяч рублей и в ходе переговоров скинул только тысячу рублей.

Через 6 лет межевая канцелярия и Сенат решили, что крестьян надо переселить, но в межевых планах нашли ошибки, из-за которых получалось, что они живут на землях, которые НЕ принадлежат Мусину-Пушкину. Поэтому переселять крестьян не стали.

Еще через 10 лет Сенат снова постановил переселить крестьян, так как государственным крестьянам полагалось пользоваться не более чем 8 десятинами земли, а у спорщиков с землей из-за которой велась тяжба, получалось аж по 15!

Но через 10 лет, к 1797 году, когда уже не стало императрицы Екатерины, а Россией начал править Павел Петрович, крестьян не переселили. Более того, им удалось подать жалобу императору на то, что Мусин-Пушкин отбирает у них скудные наделы и более того – построил пильную мельницу, на которой ему пилят доски, принося прибыль, в то время, как крестьяне из-за этого лишили выгона для скота и у них подтопило секоносы. Павел Петрович решил разобраться как положено и передал жалобу в Сенат на рассмотрение Державину.

-2

Параллельно дело осложнило еще и то, что этих самых крестьян пожаловали во владение Шувалову и тому самому Мусину-Пушкину. Но Гавриил Романович разобрался.

Так как он был редкостным занудой и докапывался до правды, как бы глубоко она не пряталась, то были подняты документы по каждому из 41 спорного участка!!!

Оказалось, что на планах у помещика и крестьян эти участки имели разные названия, доказательств о том, что крестьяне захватили эти земли нет, а землемеры при выделении имения Мусиным-Пушкиным неправильно нарезали земельные участки, после чего межевая канцелярия, не вникая в то, что ей представили, утвердила неправильные планы.

В результате Державин составил удивительное заключение, которое в некотором роде можно считать победой крестьян. Ведь дело было в самом конце XVIII века, а крестьяне, напомню, поспорили с графом и только что вышедшим в отставку обер-прокурором Святейшего Синода.

-3

Заключение Державина было таким:

1.Ни по совести ни по закону оправдать попытки Мусина-Пушкина присвоить пустоши нельзя. Эти земли крестьяне имели полное право использовать.

2.Крестьянам по всем законам и опыту хозяйствования в этих и других краях хватило бы для нормальной жизни максимум по 12 десятин, у них же вместе с присвоенными пустошами получалось по 15. Но их вины в этом нет и Мусин-Пушкин все равно не имел права объявить эти земли своими.

3.Плетями и батогами воинские команды наказывали крестьян правильно, так как они сопротивлялись предписаниям властей, проявляя тем самым неповиновение и дерзость.

Поэтому, по его мнению следовало:

а)Вернуть в казну спорные земли, которые Мусин-Пушкин необоснованно считал своими и которые превышали площадь нормальных наделов у крестьян.

б)исправить межевые планы, проведя новое межевание.

в)крестьян освободить от исков Мусина-Пушкина за сенокосы и порубку леса.

г)так как крестьяне к тому моменту из государственных стали помещичьими, то владеть спорными землями до завершения размежевания помещикам следует пополам.

Для того времени – удивительно справедливое в отношении крестьян решение. Думаю, император тоже его оценил. Тем более, что примерно в это же время он пытался ввести в стране трехдневную барщину, облегчив тем самым положение крестьян.

Как тут не вспомнить стихи Гавриила Романовича:

«Я любил чистосердечье

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

----------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.