Найти тему
ИндияСвами

Благодатный огонь: ведический бог Агни

Оглавление

Индийская мифология с древних времен обращалась к богам стихий. Об этих божествах говорили как о бессмертных, но не считали, что они являются самосуществующими сущностями. Фактически, их происхождение в большинстве случаев описано в разных разделах Вед очень противоречиво.

В то же время различные культуры и философии по всему миру обсуждали «пять элементов» жизни. Структура пяти элементов раскрыта в Ведах, в частности в Аюрведе. Их называют «Панча Махабхута» или «пять великих элементов» индуистской Дхармы. Все космическое творение начинается с Панча Махабхуты.

Агни дев. Изображение: Glorious Hinduism
Агни дев. Изображение: Glorious Hinduism

Пять элементов, которым поклоняются, это:

  1. Акаша (Пространство),
  2. Ваю (Воздух),
  3. Агни (Огонь),
  4. Джал/Варуна (Вода),
  5. Притхви/Бхуми (Земля).

Кто такой Агни дев?

На санскрите термин «Агни» означает «огонь».
Агни как божество имел большое значение в ведический период. Почти все разделы древнейшей из вед - Ригведы начинаются и заканчиваются гимном Агни. Веды содержат множество гимнов ему как верховному богу и творцу. Именно Агни передает гимны бессмертным и снимает их с небес, чтобы принести в жертву.

Разнообразные формы огня связаны с Агни, который образует солнце, молнию, кометы, огонь ягьи (жертвенный), огонь домашнего очага, погребальное пламя и пищеварительный огонь, присутствующий во всех людях.

Агни. Изображение: darkpictures.fandom.com
Агни. Изображение: darkpictures.fandom.com

Помимо того, что Агни играет первостепенную роль в жертвенных ритуалах (ягья), он считается каналом и посланником между человеческим царством и небесным царством. Считается, что огненные жертвоприношения, совершенные через него, передаются непосредственно другим божествам на небесах. Именно огонь превращает подношения, которые совершали люди, в нечто доступное богам.

Он — уста богов, а также известен как податель богатства. Итак, Агни поклоняются во многих формах, например, как мудрому руководителю, защитнику всех ритуалов и успешному исполнителю.

Подробнее о ягье:


В ведическую эпоху Агни часто считался жизненно важным элементом жертвоприношений животных. В наши дни Агни продолжает занимать важное место во многих обрядах, например в традиционной индуистской свадьбе, когда особую роль играет огненный алтарь.

Происхождение Агни

В индуистских писаниях, в Ведах Агни, Ваю и Сома считаются олицетворениями Огня, Воды и Воздуха. Они были важными божествами в ведическую эпоху. В те времена эти богам приносились жертвоприношения животных.

Поскольку Агни считался символом любого другого божества, для этой цели пришлось использовать Бога Огня.

Агни Пурана, одна из восемнадцати Пуран, провозглашает, что человек не может войти в контакт с каким-либо другим божеством, не используя Агни в качестве посредника. Ни одно небесное существо не может проявить свое присутствие без Агни.

У Агни семь языков. Изображение: Pinterest
У Агни семь языков. Изображение: Pinterest

В некоторых текстах также написано, что Агни считался сыном Агнираса, который узнал об огне и его различных применениях.

Иногда его родителями называются Брахма и Сарасвати.

Его самая разрушительная форма называется Кравьяда.

Считается также, что у Агни было три рождения. Его первое рождение произошло на небесах, где он появился как молния. Его второе рождение произошло среди людей как Джатаведа, а третье рождение произошло в воде.

Джатаведа считается формой, используемой для подношений богам преданными, проводящими ягьи. Считается, что он набожный и знающий.

С другой стороны, Кравьяда это проявление, используемое для обугливания трупов людей или животных после их смерти в Питру-ягне, и поэтому в этом случае Агни добывается от лучей Солнца.

Как уже говорилось, Агни считается посланником, передающим все молитвы и просьбы поклоняющихся божествам. Когда Агни доволен, божества великодушны и слушают молитвы преданных.

Наряду с Сомой Агни в Ригведе вызывается чаще всего среди всех божеств.

Согласно Ваю-пуране, три сына Агни представляют три его формы. Первый сын, Правака, означает огонь электричества, Павамана описывается как огонь, возникающий в результате трения, а Шучи означает огонь солнца. Согласно легендам, их проклял мудрец Вашишта снова и снова перерождаться в этой вселенной.

В Упанишадах Агни связывается с несколькими качества Брахмана или Высшей реальности. Его наделяли сиддхами (особыми силами) верховного бога, например считалось что он вездесущ и всеведущ.

Со временем идея жертвоприношения через огонь перешла из внешней задачи в некую метафору действа, которое должно осуществиться внутри каждого человека. Значение огня сместилось к понятию абстрактных атрибутов внутреннего тепла огня (тапаса).

Масштабные огненные ритуалы, упомянутые в Ригведе и других ведических текстах стали пониматься как зажжение внутреннего огня. Считалось, что Агни существует в голове в качестве речи и разума, в руках он обитает как высшая власть, а в половых органах человека - как пламя страсти и воспроизводства рода.

Иконография Агни

В искусстве Агни часто изображается с черной или красной кожей, двумя головами, 4-мя руками и верхом либо на козле (животное, которое чаще всего приносят в жертву), либо на колеснице, запряженной рыжими лошадьми, с семью колесами, символизирующими семь ветров. Две его головы, извергающие пламя, символизируют его связь с двумя типами огня: домашним очагом и жертвенным огнем. У него может быть семь языков, которыми он слизывает топленое масло, подаваемое в качестве подношений.

Агни на баране. Изображение: britishmuseum.org
Агни на баране. Изображение: britishmuseum.org

Обычно он носит с собой веер (который использует для разведения огня), жертвенный ковш, топор и пылающий факел или копье.

Агни также может быть представлен как птица Гаруда , несущая семя жизни, жар-птица, несущая Амриту (нектар бессмертия) богам, а также как торговец с головой козла, олицетворяющего жертву, приносимую богам.

В более позднем индуистском искусстве Агни также представлен как один из Дикпал, которые были восемью хранителями направлений пространства. Агни защищает юго-восточную четверть Пураджьотишу.

В «Хари Вансе» Агни одет в черное, а вокруг него дым. Показано, что у него четыре руки и он управляет колесницей, запряженной четырьмя красными лошадьми.

Агни сидит на красной козе, как Будда Медицины в тибетском буддийском искусстве XV века. Фото: wikipedia.org
Агни сидит на красной козе, как Будда Медицины в тибетском буддийском искусстве XV века. Фото: wikipedia.org

Говорят также, что Агни Пурана была прочитана мудрецу Вашиште самим Агни. Он — сокровенный свет, придающий яркость всем одушевленным и неодушевленным предметам.

В искусстве кхмеров встречаются изображения Агни верхом на носороге, который служит ему ездовым животного. А в тибетском буддизме он почитается как Будда медицины.

Мифы, связанные с Агни

Удачная женитьба

В одной из связанных с Агни, говорится, что однажды, когда Агни посетил Яджну, он влюбился в жен Саптариши (7 великих мудрецов), сопровождавших своих мужей. Но он осознавал, что никто из них не предаст своих супругов. Чувствуя себя несчастным, Агни решил прогуляться по лесу.

Агни с богиней Сваха. Изображение: britishmuseum.org
Агни с богиней Сваха. Изображение: britishmuseum.org

Сваха, дочь Дакши, давно хотела выйти замуж за Агни. Воспользовавшись ситуацией, она приняла облик жены риши Ангираса. Ей удалось соблазнить Агни. Затем она также замаскировалась под шестерых других супруг Саптариши. Когда она попыталась принять форму Арундати (жены Вашиштхи), Агни понял обман, поскольку Арундати была чрезвычайно предана Вашиште.

Агни сказал Свахе, что благодаря ей он смог осуществить свое желание заняться любовью с женами Саптариши, не нарушая правил брака. Он был очень счастлив с ней и попросил ее стать его женой. Сваха был в восторге от этого предложения и приняла его всем сердцем.

После того, как Агни и Сваха поженились, он заявил, что не получит подношения, пока не будет произнесено слово «Сваха». Поэтому до сих пор брамины произносят Сваха, прежде чем бросить что-нибудь в огонь.

Миф о проклятии Бхригу

В другой истории говорится, что Агни однажды оскорбил мудреца Бхригу. Тот в гневе проклял его всегда быть голодным и глотать все, что попадется под руку. Позже Господь Брахма проявил к Агни сочувствие и исправил проклятие, превратив Агни в очистителя всего, до чего он дотронется.

Горящие леса

В Махабхарате есть эпизод, рассказывающий об Агни. Однажды Агни направился к Господу Кришне и Арджуне в поисках еды, чтобы утолить свои муки голода. Когда у него спросили - что он желает в качестве пищи, Агни пожелал съесть леса Кхандавы, которые охраняет Индра, ради Такшаки, правителя нагов.

Сожжение леса Кхандава. Изображение: vk.com
Сожжение леса Кхандава. Изображение: vk.com

С помощью Кришны и Арджуны Агни смог проглотить лес Кхандава. Он горел две недели, и остались в живых только Ашвасена Майя и четыре птицы, называемые сарангаками. Индра немедленно вызвал ливень, но Арджуна создал над джунглями навес из стрел, чтобы остановить дождь. Вскоре весь лес сгорел дотла, и Агни смог насытиться.

Легенда о голубе

Есть еще одна легенда, в которой упоминается Агни. В этой истории бог Огня испытывает царя Шиби, появившись в форме голубя, который ищет убежища от
преследований Индры, принявшего форму ястреба.

Сострадательный царь защищает голубя и предлагает ему плоть ястреба, чтобы утолить его голод. Счастливые божества благословляют благородного правителя.

Символизм: такой разный огонь

Один из эпитетов Агни — Абхимани, что означает достойный, гордый, тоскующий, думающий. Агни почитается как символ благочестия и чистоты. Он известен как выражение двух видов энергии: света и тепла.

Он также является символом жизни и деятельности.

В «Агни Пуране» Агнидев предстает как символ физиологической стороны человеческой жизни, поскольку в каждом человеке присутствует 3 вида огня:

  • «гневный огонь»,
  • «огонь страсти и желания»,
  • «пищеварительный огонь».

Агни предстает как один из природных элементов - Огонь, также он и само олицетворенное божество, воплощенное в огне. И в то же время Агни -  это наша внутренняя воля, которая стремится к высшему знанию.

Агни, к которому обращаются как к Атити, также называют Джатаведасам, что переводится как «тот, кто ведает все вещи, которые рождены, созданы или произведены». Он является символом силы воли, соединенной с высшей божественной мудростью.

Агни с тремя головами. Изображение: Exotic India Art
Агни с тремя головами. Изображение: Exotic India Art

Значение: уста богов

Агни участвует во многих ведических и индуистских церемониях "перехода", важнейших ритуалах каждого этапа жизни человека. Агни присутствует в ритуалах рождения, в совершении приношений и молитв божествам, в ягьях и хомах, а также в самом последнем обряде - кремации тела на погребальном костре.

Агни (огонь) является частью основных ритуалов (обрядов), таких как свадьбы и кремация в индийских религиях. Фото: commons.wikimedia.org/
Агни (огонь) является частью основных ритуалов (обрядов), таких как свадьбы и кремация в индийских религиях. Фото: commons.wikimedia.org/
В Атхарваведе сказано, что Агни переносит душу умершего человека из погребального огня для перерождения в загробном мире.

Кроме того, Агни занимает видно место в архитектуре индуистских храмах,  и обычно его изображение помещается в юго-восточном углу храмовой постройки.

В ведических текстах Агни имеет большое значение и часто упоминается как бог вместе с громовержцем Индрой, богов воздуха Ваю и Сомой.

Агни считается устами богов и богинь и посредником, передающим им подношения.

В индуистских писаниях древности он интеллектуализируется как существующий на трех уровнях:

  • на земле как огонь,
  • в атмосфере, как молния,
  • в небе как солнце.

Тройное присутствие объединяет его как посредника между дэвами и людьми.

Считается, что смотреть на огонь следует в правильном направлении для разных целей. Например, если смотреть на восток и юг, огонь используется для жертвоприношений богам и духам мертвых.

Лишь с помощью огня подношения людей попадают к богам. Фото: Unsplash
Лишь с помощью огня подношения людей попадают к богам. Фото: Unsplash

Агни считается и одной из важнейших сущностей в Аюрведе. Считается, что именно он отвечает за поддержание жизни. Агни помогает в различных физиологических функциях организма (пищеварительный огонь).

Интересные факты об Агни

  • В древних гимнах считается, что Агни обитает в двух кусках дерева, которые при трении друг о друга порождают огонь.
  • По другой версии он рожден от женщины, которая не может его прокормить. Вместо этого он получает питание от подношения топленого масла, которое попадает ему в рот.

Для чего поклоняются Агни?

В древности огонь почитался как могущественное божество, и ему возносились молитвы в форме Агни Пуджи. В наши дни, несмотря на то, что поклонение Агни как главному богу-стихии пришло в упадок, Агни продолжает играть важную роль в религиозных церемониях.

Поскольку Агни это божество, которое, как полагают, избавляет от всех видов нечистот, считается, что поклонение ему устраняет весь негатив и нечистоты, тем самым освобождая преданных от страданий и несчастий в их жизни.

Агни - одно из древнейших ведических божеств-стихий. Изображение: TemplePurohit
Агни - одно из древнейших ведических божеств-стихий. Изображение: TemplePurohit

Фестивали, посвященные Агни

Два крупных индийских праздника - Холи и Дивали наиболее тесно связаны с Агни. Во время Холи, который символизирует праздник весны индуисты разжигают костер в честь Агни - Холику. В деревнях матери с детьми на руках ходят по часовой стрелке вокруг костра, чтобы выразить свое почтение Агни.

Огромные костер Холика во время празднования Холи. Фото:  Zee News - India.Com
Огромные костер Холика во время празднования Холи. Фото: Zee News - India.Com

А когда празднуется Дивали, одной из главных составляющих празднования является зажигание масляных ламп - дий. Сам праздник Дивали называют фестивалем огней.

А в январе отмечается праздник Лори, который также называют Праздником Костра.

Амалия Тимофеева

Подробнее о Дивали читайте здесь: