Найти тему
Юдоль Скальда

Соловей-разбойник и другие злодеи русских сказок

Оглавление

Образ богатырей русских знаком нам с детства. И неудивительно, ведь он предостаточно воспет в литературе, живописи и фольклоре. А, как насчёт врагов наших былинных богатырей? Образы злодеев из сказок не менее колоритны. Вспомнить, хотя бы, Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного и Соловья-разбойника. В них отразились страхи, обуревавшие наших далёких предков, страх перед неизведанным, враждебным миром того нелёгкого времени, когда бесчинствовали орды печенегов в Степи и угрожали с запада другие, не менее опасные орды. Разберёмся поподробнее, с кем же приходилось иметь дело нашим богатырям во время своих ратных подвигов.

Природный парк чудес "Кудыкина гора" в Липецкой области
Природный парк чудес "Кудыкина гора" в Липецкой области

Горыныч и прочие змеи


Миф о всевозможных борцах со змеями присутствует практически во всех мифологиях мира. Само собой, есть такой сюжет и у славян. Правда, в отличие от других народов, наши предки наделяли «змеиными качествами» и обычных людей, например злых богатырей. Но чаще, конечно же, змей оставался змеем, со всеми атрибутами, присущими своему виду, плюс крылья и пара-тройка дополнительных голов. Например, Зилант Змеуланович из «Сказки о богатыре Голе Воянском» и более известные Тугарин-Змей и Змей Горыныч.
Обычно змеи похищали девушек, собирало дань, часто также, в виде молодых девушек. Тут, кстати, очень чётко прослеживается параллель с монголо-татарским игом. Иногда змеи сторожили вход в царство мёртвых, Калинов Мост, что перекинут через реку Смородину.
Избавиться от змея, согласно легендам, неимоверно сложно. Змей обладал великой силой, извергал огонь, насылал сон и немощность. И даже, победив, богатырь частенько подвергался преследованиям со стороны родственников злодея.

-3

Баба-яга – самая популярная злодейка


Баба-яга по праву считается самым знаменитым и популярным персонажем русских сказок. Роль её весьма обширна и разнообразна: она похищает детей и борется с богатырями, летая в ступе, также одаряет героев волшебными предметами, такими, как гусли-самогуды и сапоги-скороходы. Однако, для того чтобы получить магический артефакт, нужно пройти нелёгкие испытания. Внешность у Бабы-яги такая, что не каждый рискнёт зайти к ней на огонёк:


«На печи, на девятом кирпиче лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос… сама зубы точит».


Проживает Баба-яга, как известно, в избушке на курьих ножках, которая в свою очередь стоит на опушке посреди дремучего леса. Лесная опушка традиционно считалась у славян границей между царством мёртвых и миром живых. Именно поэтому Баба-яга часто выступает в роли хранительницы источника с живой и мёртвой водой. Ещё одно доказательство того, что Баба-яга жила на границу миров это то, как герой сказок попадал к ней в избушку, а именно, он должен был прочитать определённый заговор:


«Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!»
-4

Также Баба-яга – известная колдунья, ведьма, которая не гнушалась накладывать злые чары на богатырей, разлучать влюблённых, превращаться в прекрасную царицу, чтобы выйти замуж за царя. Победить Бабу-ягу в основном удавалось огнём. В большинстве сказок, главный герой бросает её печь. Единственное исключение, в сказке «Ивашка-Медвежье ушко», с Бабой-ягой расправляются, так сказать, по-богатырски, мечом.
Но, несмотря ни на что, Баба-яга остаётся очень милым и привлекательным персонажем, можно даже сказать, визитной карточкой русских сказок. Кстати, иногда в славянской мифологии можно встретить Бабу-ягу в образе Берегини, мудрой хранительницы леса.

-5

Кощей, который, как оказалось не такой уж и Бессмертный

Кощей (иногда пишут Кащей, что тоже в общем-то правильно) Бессмертный – худой, дряхлый старик, который живёт в подземном царстве, чахнет над несметными своими сокровищами и жаждет заполучить в жёны красавицу. Кощей – очень могучий и коварный колдун. Найти вход в его царство нелегко, а победить ещё труднее. Он обладал способностью к оборотничеству и мог превратить кого угодно в змей и лягушек. Например, в сказке про богатыря Ивана Сосновича, Кощею удалось превратить в камень целое царство и всех его жителей.
Своё прозвище колдун получил по причине того, что обычными способами расправиться с ним было нельзя. Как говориться в «Сказке про Кощея Бессмертного, Ивана-царевича и Булата-молодца»:


«Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — моя смерть».


Позже образ Кощея Бессмертного претерпел незначительные изменения. Он превратился из злобного колдуна, повелителя подземного царства, в иноземного царя, врага Руси-матушки. Снова видим параллели с историческими событиями.

-6

Чудо-юдо рыба-кит


Есть предположение, что в этом персонаже выражаются представления об опасности окружающего мира вообще. Поэтому чёткого представления о том, как на самом деле выглядит Чудо-юдо нет. В разных источниках его описывают по-разному. Где-то Чудо-юдо — это многоглавый змей, где-то страшное огромное чудище, а иногда оно предстаёт перед нами в образе Морского царя, повелителя всех вод в мире.
Основное отличие Чудо-юдо от остальных злодеев в том, что оно не крадёт девушек, не требует дань и не нужны ему царства людей. Оно пакостит и творит злодеяния просто так, без особой на то причины. Приходило оно в мир людей либо из морских глубин, либо из мира мёртвых, приезжает по Калинову мосту. Читаем в сказке «Иван – коровий сын»:


«Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались, мост загудел — выезжает чудо-юдо змей шестиглавый; под ним конь споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади хорт (огромный волк в славянской мифологии, спутник разных чудовищ) ощетинился»


Победить Чудо-юдо было крайне тяжело, особенно в одиночку. Обычно главному герою помогали одолеть злодея различные звери: медведь, волк, ворон и т.д.

-7

Соловей-разбойник – самый невыдуманный злодей


При упоминании Соловья-разбойника невольно вспоминается Илья Муромец, так как именно этот богатырь положил конец злодеяниям лиходея. В некоторых былинах Соловей предстаёт перед нами в виде обычного человека, правда обладающего сверхспособностью – смертоносным свистом. Но иногда его описывают как некое мифическое существо с огромными птичьими крыльями, жившего в гнезде на «девяти дубах».
Илья Муромец, при схватке с Соловьём, сумел победить злодея, подстрелив его особой заговорённой стрелой. После чего связал его и отвёз в Киев стольный град, где разбойника судили и казнили.
Есть версия, что прототипом Соловья-разбойника стал хан Ахмат, который правил Золотой Ордой, когда она пошла войной против Великого Княжества Московского в 1480 году. Хан Ахмат и его войско было разбито, им пришлось бежать обратно в Степь. Отсюда, по мнению исследователей русского фольклора, и происходит одно из прозвищ Соловья – Рахматович или Рахманьевич, которое происходит от выражения «вор Ахматович».


Благодарю всех, кто дочитал статью до конца! Если, кто заинтересовался, то подробнее о малоизвестных богатырях и злодеях можно почитать в книге А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки», сборник 1873 года.

-8

Не забываем подписываться на канал и ставить лайки! Делитесь комментариями!
Всего доброго! До новых встреч!