Найти тему
Великий Шизик

Зачем нужен устный счёт? Три истории из 90-х от моей мамы

Оглавление

Здравствуйте, друзья! Недавно мы с сыном побывали в Ухте у моих родителей. Коля вдоволь пообщался с бабушкой и дедушкой. Моя мама много лет работала в вузе, была преподавателем, а потом заведующим кафедрой математики. Она рассказывала внуку истории из своей жизни, и я решила поделиться некоторыми из них с вами, уважаемые читатели. Буду писать от лица мамы, как она рассказывала, чтобы проще было воспринимать.

История 1. Стиральный порошок

Хотела как-то в ларьке купить две пачки стирального порошка. Пачка порошка стоила 7 тысяч. Дала девушке-продавщице купюру сто тысяч. Коля, сколько мне должны дать сдачи?

Коля (считает): семь умножить на два - четырнадцать. Сто минус четырнадцать - восемьдесят шесть.

Я так и говорю продавщице. Продавщица достаёт калькулятор, пытается посчитать. И всё никак 86 тысяч не выходит. А я смотрю - она не может правильное количество нулей в ста тысячах набрать: то миллион набирает, то десять тысяч. Я попыталась объяснить, что тысячи можно и не набирать на калькуляторе, просто набрать 86 минус 14. Но она не поверила и всё равно их набирала. Тогда я говорю: верните мне мои сто тысяч, я пойду куплю порошок в соседнем ларьке. Девушка со скрипом даёт мне порошок и сдачу 86 тысяч, я отхожу, смотрю, а она продолжает считать. Может, у неё и получилось в конце концов.

Коля: почему продавщица не умела считать?

В девяностые годы открылось очень много ларьков, мелких магазинчиков. Опытных продавцов на всех не хватало. Набирали кого попало, часто подростков из неблагополучных семей. К сожалению, таких продавщиц часто обманывали и хозяева ларьков. А всё почему: эти бедняжки не умели хорошо считать и не хотели этому учиться, надеялись на калькуляторы.

Калькулятор и порошок для иллюстрации. Коллаж мой.
Калькулятор и порошок для иллюстрации. Коллаж мой.

История 2. Курёнок

Однажды покупала в магазине курёнка. Килограмм стоил 9 тысяч рублей. Продавщица взвешивает курёнка: полтора килограмма, и говорит: с вас 23 тысячи рублей.

-Коля, может такое быть?
-Коля (считает): девять делить пополам будет четыре с половиной, и плюс девять.... тринадцать с половиной!

Я даже проще посчитала. Полтора килограмма - это меньше двух, а значит, сумма должна быть явно меньше 18 тысяч, и 23 тысячи никак не может получиться. Может быть вес, например, кило семьсот, тогда устно умножать будет труднее. А тут надо быстро определить, что тебя обманывают.

Я высказала продавщице: Возможно, вы меня обвешиваете, не знаю, сколько там у вас килограммовая гиря, этого я доказать не могу. Но то, что вы меня обсчитываете, это точно. Продавщица сделала недовольное лицо, потыкала ещё в свой калькулятор и сказала: 11 тысяч пятьсот. Эту сумму я и заплатила.

Коля: Одиннадцать с половиной это меньше 13,5! Она что, меньше чем нужно, стоимость поставила?

Наверное, она учла ещё и обвешивание. Чтобы я не возмущалась и не проверяла, она ввела в калькулятор правильный вес, который меньше полутора килограмм. Так вот, важно уметь распознавать слишком наглый обман!

Весы, гири и курёнок для иллюстрации.
Весы, гири и курёнок для иллюстрации.

История 3. Будущий экономист

Веду я однажды семинар у группы первокурсников-буровиков. Вызвала студента к доске, и в процессе решения понадобилось 15 поделить на 3.

Коля: ПЯТЬ!!!!

Студент: "Можно я возьму калькулятор?"

А так поделить не можешь?

На калькуляторе точнее!

Ладно, берёт калькулятор, считает и пишет ответ: 45.

Я говорю: "Подумай, что больше, 15 или 45?"

Он отвечает: "Что вы ко мне придираетесь?! Я всё посчитал!"

А ты на калькуляторе какую кнопку нажал, умножить или делить?

Да какая разница?

А такая, что ты на буровой не ту кнопку нажмёшь, и вся буровая взлетит на воздух, а сам ты погибнешь!

Потом товарищи объяснили этому парню, где он был не прав. Через некоторое время подходит ко мне этот студент и сообщает:

Я решил перевестись в Киров, буду учиться на экономиста!

Я очень этому рада!

Почему?

Экономики у нас и так нет, а нефтяной промышленности безопаснее будет.

Коля: А почему нет экономики?

В девяностые годы очень много предприятий развалилось. Зато на экономистов стало учиться масса людей. Готовить на экономистов стали многие вузы, в том числе и негосударственные. Качество такого образования было очень слабым. Сейчас предприятия уже восстанавливаются, но специалистов с такими "липовыми" дипломами на них не берут. Не знаю, что стало потом с этим студентом. Может, и взялся за ум.

-3

На этом заканчиваю статью. Герои всех этих историй жили в то время, когда никакого ЕГЭ не было, так что грешить на "поколение ЕГЭ" здесь не получится. И то, что на ОГЭ разрешили пользоваться калькулятором, на мой взгляд, мало что меняет. Если человек не умеет и не хочет считать и думать, то калькулятор ему не поможет.