Найти тему
музыка | filumjazz

John Coltrane - "Expression" 1967

На второй стороне моей самой первой кассеты с записями Джона Колтрейна оказался "Expression" 1967-го года. Сказать, что я ничего не понял, когда включил его первый раз — это ничего не сказать. В то время я был совсем не готов к такой музыке. Первое впечатление при прослушивании было такое: музыканты долго играют вступление, которое никак не может закончиться. Особенное раздражение вызывала, помню, вторая пьеса, где саксофонист переключается на флейту, техника игры на которой у него не такая уверенная и там он не поливает бесконечным количеством нот. Эта запись долгое время меня только раздражала и я часто просто перематывал кассету, чтобы снова послушать "Blue Train", который находился на другой стороне плёнки. Альбом меня так же, как и "Blue Train" изначально разочаровал отсутствием ожидаемого мной рок-звучания. Вернулся к этой записи я уже только в эпоху mp3. Определённо, до этой музыки нужно духовно дорасти, но если это с вами произойдёт — эта музыка будет лежать у вас в разделе самой ценной части вашей коллекции.

Обложка альбома John Coltrane - "Expression"
Обложка альбома John Coltrane - "Expression"

Данный альбом последний, прижизненно записанный Колтрейном и готовившимся к выпуску самим музыкантом. До релиза пластинки саксофонист не дожил совсем чуть-чуть: Джон Колтрейн умер от рака печени в июле 1967-го. Пластинка вышла в день рождения музыканта, спустя два месяца после его смерти. По сути это его музыкальное завещание. Признаюсь, изначально я не сразу понял, в чём ценность музыки Колтрейна применительно к современной музыке и к рок-музыке, в частности. На осознание этого мне потребовалось очень много лет и километры отслушенной магнитной ленты. Сегодня я могу констатировать: Колтрейн первым из джазовых музыкантов стал относиться к музыке как к духовному акту и именно это больше всего повлияло на становление, например, психоделического рока. Именно изрядная доля духовности в пропорциях варева психоделического рока отличала его от ритм-н-блюза того времени и сделала эту музыку уникальной и любимой многими впоследствии. Позже, когда из рока ушла духовность к середине 70-х, он уже не смог конкурировать с афроамериканским ритм-н-блюзом, но это начало совсем уже другой истории.

John Coltrane – tenor saxophone, flute
Pharoah Sanders – flute, piccolo, tambourine (#2 only)
Alice Coltrane – piano
Jimmy Garrison – bass
Rashied Ali – drums

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz