— А чего это они тут делают? — спросил сам себя Михаил и вывернул руль на прямой курс к военным. — Учения что ли? Сейчас посмотрим! Было заметно, как служивые напряглись от нашего приближения и стали что-то докладывать по рации. Может у них здесь что-то секретное, а мы такие наглые?!
Балтийская коса, в отличие от её более популярной сестрёнки Куршской, долгое время была секретной территорией. До распада Советского Союза здесь находились военные объекты особой важности, в том числе и уникальный гидроаэродром Нойтиф. Этот аэродром, созданный ещё во времена Третьего Рейха, затем был модернизирован и активно эксплуатировался советской армией.
Если Балтийск был закрытым городом, то Балтийская коса — это был секретный объект внутри закрытого города. Совсем как Балаклава в Севастополе. Кто бывал в Крыму, тот поймёт, о чём я.
Сегодня, конечно, ни о какой секретности и речи не идёт. От аэродрома остались лишь руины – памятник эпохи гласности и «вечной» дружбы с западными партнёрами.
Но рассказать хотелось бы не об этом. Очень уж увлекательно мне было наблюдать за отношением местных жителей к военным, коих в том районе всё же немало осталось. Как-никак Балтийск — наш западный форпост.
Обычно гражданские сторонятся армейцев. Оно и понятно, зачем лишний раз нервировать людей с оружием, особенно в наше неспокойное время?!
Но видимо, это правило для жителей Балтийской косы — людей, выросших среди военщины, в хорошем смысле этого слова — ни наличие автоматов, ни даже боевых кораблей нисколько не смущает. Мы с Ксюшей смогли сами в этом убедиться за два небольших, но очень показательных инцидента, что произошли, пока мы гостили на косе.
«А чего это они тут делают?»
Первый курьёзный случай произошёл, когда мы с супругой, в компании местного гида Михаила (имя изменено), осматривали ангары заброшенного аэродрома Нойтиф.
Мы уже направлялись к взлётно-посадочной полосе, как вдруг Михаил приметил в глубине одного из ангаров армейскую палатку и стоящий рядом спецтранспорт.
В такой ситуации обычный человек, вероятно, просто проехал бы мимо — лучше не связываться с военными. Но когда ты вырос в секретной зоне среди военных, любопытство берёт верх. И Михаил не удержался: «А чего это они тут делают? Учения, что ли? Сейчас посмотрим!» — метнул он и направил микроавтобус прямо к палатке.
Приближаясь, мы разглядели, что в палатке, рассчитанной на 3–4 человека, военные устроились весьма основательно: на улице развели костерок, из палатки торчала труба буржуйки, а вокруг было развёрнуто какое-то оборудование. Рядом же стоял грузовик с высокими антеннами, торчащими из крыши.
Военные, заметив нас, заметно напряглись и начали что-то докладывать по рации. «Ну и ну, может у них здесь что-то секретное, а мы так нагло вторгаемся?» — подумалось мне в этот момент. Один из солдат, в чёрной балаклаве и с автоматом в руках (к счастью, не нацеленным на нас), вышел нам навстречу. И вот когда до «знакомства» оставалось всего пять метров, Михаил резко повернул руль, демонстративно и медленно развернулся перед военными и, ехидно ухмыляясь, поехал дальше.
«Интересно...» — задумчиво усмехнулся он, возвращая нас к экскурсии. Вот что это было? Что-то среднее между смелостью и безрассудством, но ситуация определённо добавила перчинки нашему приключению.
«Они внимательно следят за всем»
На следующий день приключений на Балтийской косе мы решили отправиться на морскую прогулку. Наш капитан, местный морской волк по имени Вадим (имя изменено), провёл нас на катере по акватории Балтийска. Показывал местные достопримечательности и делился историями из своей бурной юности.
Второй инцидент произошёл, когда мы свернули в ту сторону пролива, где дислоцировались корабли ВМФ: от современных корветов до десантных кораблей и малых катеров.
«А вот, смотрите, это секретные доки», — сказал Вадим, указывая на массивный объект в воде. «Они всегда закрыты, но давайте я подплыву поближе, заглянем в щель».
Вот так, незатейливо, с удивительным спокойствием Вадим направил катер к секретным докам, медленно проплыл мимо и дал туристам заглянуть внутрь. К слову, внутри доки оказались пусты.
«А вот там стоят наши самые современные корабли», — продолжил он, указывая на корабль вдалеке с множеством антенн. «Но подробно рассмотреть их не удастся, ближе не подойти».
И только наш капитан это сказал, как с берега отчалил катер с группой военных, который стал двигаться параллельно нашему курсу, демонстрируя таким образом границу, которую лучше не пересекать.
Вадим, не моргнув глазом, спокойно прошёл мимо, обменявшись со служивыми взглядами и, не испытывая ни малейшего беспокойства, развернул судно и продолжил экскурсию.
«Видите, они внимательно следят за всем. Не дремлют!» — с улыбкой заключил Вадим.
---
Такое вот интересное отношение мне довелось наблюдать на Балтийской косе. Пришёл к выводу, что здесь местные жители видят в армии нечто большее, чем просто военную силу. Для них армия – это часть их жизни, знакомая и даже где-то родная. Нет места страху или недоверию, только естественное любопытство и глубокое уважение.
Наверное, так и должно быть, ведь армия — это не отдельная сила, а неотъемлемая часть общества, его защитник и гордость. 🐾
__________________
Понравилась заметка? Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и будете чаще видеть в ленте такие материалы! 😊