84,6K подписчиков

Как Россия продолжает зависеть от западного оборудования, и к чему это приводит? Реальные примеры из разных отраслей.

64K прочитали
Практически весь крупный и средний бизнес России до 2022 года работал на западном оборудовании, в т.ч. и в ключевых секторах экономики.

Практически весь крупный и средний бизнес России до 2022 года работал на западном оборудовании, в т.ч. и в ключевых секторах экономики. Большая часть бизнеса и сейчас продолжает работать на западном оборудовании. Но при этом, ввиду санкций, уже невозможно проводить его полноценное техническое обслуживание, получать необходимые компоненты для замены. А оборудование постепенно выходит из строя, требует ремонта, обслуживания, а в перспективе ближайших нескольких лет многие узлы и агрегаты просто полностью выработают свой ресурс и потребуют обязательной замены.

Как из этой ситуации пытается выкрутиться российский бизнес, с какими проблемами он столкнулся, где их решить не удается - обо всем этом с рядом конкретных примеров из разных отраслей вышла большая публикация в издании "Коммерсант" под чудным названием "Рост, скрепленный изолентой".

Практически весь крупный и средний бизнес России до 2022 года работал на западном оборудовании, в т.ч. и в ключевых секторах экономики.-2

Предлагаю вашему вниманию обзор ключевых моментов из этого материала и свои выводы.

Итак, в ряде отраслей российской промышленности используется очень специфическое дорогостоящее западное оборудование, производимое в ограниченных объемах, которое сейчас находится под санкционным запретом. Его никак нельзя завести в страну путем обходных схем и серого импорта, как, например, продукцию электроники, производимую довольно массово и распространяющуюся по многим странам, в которых его в дальнейшем по завышенной цене, но все же перекупает Россия.

Как пример, это энергетические установки, установки глубокого бурения, кузнечно-прессовое оборудование — например, радиально-ковочные машины, станки глубокого сверления и т. п.

Практически весь крупный и средний бизнес России до 2022 года работал на западном оборудовании, в т.ч. и в ключевых секторах экономики.-3

Ситуация осложняется тем, что все производимое оборудование сейчас чипируется - оснащается сложной электроникой, защищенной от вмешательства, которая при несанкционированном доступе просто блокирует работу оборудования или часть его важных функций.

Такое оборудование, действующее в России по сегодняшний день, постепенно вырабатывает свой ресурс и требует замены, а ее нет.

Энергетический сектор

Самый очевидный пример проблемы с исчерпанием ресурса — энергетические газовые турбины западного производства, которых в России сейчас функционирует более 200 штук. Мощность ТЭС на таких машинах — около 25 ГВт, на таких станциях вырабатывается более 20% электроэнергии в европейской части РФ и на Урале. Энергетики постоянно предупреждают о рисках исчерпания ресурса этих турбин.

Например, очень остро стоит вопрос с обслуживанием небольших американских турбин серии LM, ремонт которых можно произвести только на заводе в США.

Практически весь крупный и средний бизнес России до 2022 года работал на западном оборудовании, в т.ч. и в ключевых секторах экономики.-4

Большая часть этих турбин стоит на ТЭС «РусГидро» на Дальнем Востоке: госкорпорация ожидает проблем с их обслуживанием на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 к концу 2024 года, а к весне 2025 года планирует закрыть три газотурбинные установки на Восточной ТЭЦ во Владивостоке. Другая энергетическая компания «Интер РАО» хочет закрыть энергоблоки Джубгинской ТЭС на экспериментальных турбинах LMS100PB производства GE и Сочинской ТЭС на SGT-700 производства Siemens.

То есть, альтернативы не найдены - энергоблоки будут попросту отключены на горизонте 1-2 лет.

Серьезные проблемы в ближайшее время могут возникнуть даже в столичном регионе. В энергосистеме Московского региона работают более 1,7 ГВт газовых турбин типа FA, обслуживание которых, по информации спецалистов отрасли, "затруднено". Речь, например, о машинах Siemens: лопатки для таких машин больше невозможно купить за рубежом, а постоянно восстанавливать старые невозможно. Но не только о них.

Если энергетики закроют все московские и подмосковные ТЭС, работающие сейчас на иностранных турбинах, то в регионе, по оценкам аналитиков, возникнет непокрываемый дефицит энергии на 1,5 ГВт.

Добывающая промышленность

Ситуация с обслуживанием бурового оборудования пока не столь критическая, однако расходы на его обслуживание выросли кратно. Сейчас российские компании закупают запчасти в странах СНГ и Китае, но цена на них, в сравнении с прежней, выросла в 2,5 раза, также кратно выросли сроки поставок из-за усложнения логистических маршрутов.

Вот как комментирует ситуацию представитель отрасли:

Нефтегазовые компании создают большие запасы запчастей, но пока крайне неохотно покупают аналоги, в особенности китайского происхождения, из-за их невысокого качества.

А вот с закупками нового оборудования для добывающей промышленности все обстоит сложнее. На протяжении 5-8 лет потребуется полная замена большой части бурильного оборудования, многое из которого на сегодняшний день заменить невозможно. Вот какие комментарии дают представители отрасли:

На дистанции пяти-восьми лет на многих месторождениях потребуется полноценная замена агрегатов.
Нефтяникам будет очень трудно заместить оборудование для сложного наклонно-направленного бурения, создания горизонтальных и многоствольных скважин. Прежде роторно-управляемые системы поставляли зарубежные вендоры, которые вследствие санкций ушли с рынка.
Практически весь крупный и средний бизнес России до 2022 года работал на западном оборудовании, в т.ч. и в ключевых секторах экономики.-5

Переход с оборудования западного производства на другое (например, китайское) грозит сокращением числа сложных скважин и снижением коэффициента извлечения нефти.

Авиастроение

Еще один сектор экономики, для которого закрытие доступа к западным рынкам выглядит наиболее критично - это авиационная отрасль.

Здесь, прежде всего, очень остро стоит проблема ремонта авиационных двигателей и техобслуживания самолетного парка.

Сейчас Россия решает эти вопросы за счет серого импорта и попыток обслуживания флота в "дружественных" странах вроде Ирана. Но лишь частично.

Наиболее проблемными в обслуживании стали новейшие американские двигатели P&W, которые установлены на Airbus A320/А321neo (таких самолетов в России 39) и моторы немногочисленных в РФ дальнемагистральных Boeing 777 и Аirbus A350.

В России же вряд ли смогут самостоятельно проводить ремонт большой и важной части авиационного оборудования по ряду причин. Вот что говорят специалисты отрасли:

Неверие ряда экспертов в возможность освоения ремонта в РФ объясняется крайней сложностью реверсивного инжиниринга, восстановления чертежной и другой документации, вкупе с необходимостью определения состава металла лопаток и его воссоздания. Из-за этого еще в начале весны, например, «ИрАэро» опасалась риска приостановки полетов SSJ 100 с двигателями Sam-146. Их выпускал PowerJet — СП французской Safran Aircraft Engines и «ОДК-Сатурн» (входит Объединенную двигателестроительную корпорацию «Ростеха»).

Уже в 2024 году может остро потребоваться капремонт наиболее активно эксплуатируемым суднам SSJ 100: Red Wings, «Азимуту» и «ИрАэро», а где и как его проводить - до сих пор не понятно.

Практически весь крупный и средний бизнес России до 2022 года работал на западном оборудовании, в т.ч. и в ключевых секторах экономики.-6

Также есть проблема с вертолетными двигателями: в Utair весной спрогнозировали приземление до трети вертолетного парка, если проблемы с поставкой агрегатов и комплектующих сохранятся.

По оценкам специалистов отрасли, количество самолетов зарубежного производства из-за невозможности проведения обслуживания и ремонта к 2030 году сократится с 700 до 300 единиц.

Практически весь крупный и средний бизнес России до 2022 года работал на западном оборудовании, в т.ч. и в ключевых секторах экономики.-7

Судостроение

Здесь тоже есть серьезные проблемы. На момент введения санкций на российских верфях изготовлялись несколько десятков судов для рыболовного и краболовного промысла. Часть оборудования для них уже была закуплена, а часть - нет. И теперь непонятно, как достраивать данные суда.

В частности, возникли проблемы с отсутствием мощных дизельных двигателей.

Практически весь крупный и средний бизнес России до 2022 года работал на западном оборудовании, в т.ч. и в ключевых секторах экономики.-8

Комплектующие для таких дизелей изготавливаются в Германии под заказ и сертифицируются с указанием конкретного номера судна. Поэтому серый импорт в данном случае исключен. А без контракта на закупку главного двигателя и всей пропульсивной группы начать перепроектирование судна невозможно.

В результате на данный момент строительство нескольких десятков судов попросту заморожено.

Железная дорога

В железнодорожной отрасли возникли аналогичные проблемы с двигателями дизельных установок для магистральных грузовых тепловозов, которые могут водить на БАМе составы массой 7,1 тыс. тонн.

В частности, речь идет о двигателях Gevo производства американской GE, которые ставились на трехсекционные локомотивы 3ТЭ25К2М.

Как сообщают источники СМИ в отрасли, существующие 3ТЭ25К2М сейчас простаивают из-за невозможности проведения сервисного обслуживания.

На данный момент также "сохраняются сложности в импортозамещении микроэлектроники, уникального дизельного и гидрооборудования".

Какой выход?

Можно рассматривать три пути выхода из сложившейся ситуации, но каждый из них имеет свои существенные недостатки.

Первый вариант - технологический шаг назад. Переход на более устаревшие, но доступные технологии, которые снизят производительность.

Например, в электроэнергетике вместо газовых ТЭС можно ставить цикл на паровых турбинах (для этого их еще нужно произвести, а российское машиностроение пока и так перегружено, сами знаете, чем). В добыче нефти и газа можно отказаться от бурения сложных скважин и вернуться на 30 лет назад, пользуясь только отечественным и китайским оборудованием.

При таком подходе, помимо снижения производительности, придется еще нести большие затраты на переобучение кадрового состава работе с устаревшим оборудованием.

Второй вариант - создание аналогов на основе реверсивного инжиниринга. То есть, простыми словами, разбор имеющегося западного оборудования на комплектующие и попытки произвести аналогичное, буквально продублировать.

Например, уже известно, что по такому пути пытаются идти в ж/д и авиаотрасли. Заметных успехов в этом плане пока нет, и не факт, что будут. Все-таки собрать в России, например, авиадвигатель западного образца в нынешних условиях, мягко говоря, непросто. Ну или такую штуковину, как обозначена на картинке в начале статьи (это газовая турбина). Успех такого мероприятия никогда точно не гарантирован, а затрат оно требует очень серьезных.

Третий вариант - замена аналогами. Например, китайскими или отечественными. Это тоже приведет к потере производительности, к тому же, не везде такая замена в принципе возможна.

Например, Новатэк уже строит планы замены газовых турбин электроприводами. К чему это приведет - покажет время.

Так что, зависимость России от западного оборудования до сих пор просто колоссальная. Мы видим это на конкретных примерах во всех отраслях (здесь разобраны только ключевые, но в остальных все это тоже наблюдается). Также видим (это утверждаются специалисты отраслей), что в конечном итоге это может привести к остановке работы отдельных объектов/машин/механизмов, а где-то - и уже привело.

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.