Отзыв на роман "Имя розы" Умберто Эко.
Для меня произведение, безусловно, не детектив, а историко-философский роман. После публикации романа вырос поток студентов на специализации по истории Средневековья, и это совершенно понятно: книга дышит эпохой, содержит поэтику времени.
И хотя данный период в советских (и российских) школах не преподавали, незнание исторических фактов не затрудняет прочтение романа. Но знание фактов - бонус читателю. В 14 веке папы обитали не в Риме, а в Авиньоне во Франции, и делегация папы в книге приехала оттуда.
Я у себя выработал систему оценки книги через другие произведения, как через некие вектора, и у меня "Имя розы" разложилась по таким векторам:
- Вавилонская библиотека, Хорхе Луис Борхес. На Борхеса наводку дает сам Эко: в книге один из главных героев слепой библиотекарь Хорхе (Хорхе Луис Борхес тоже ослеп). И образ Библиотеки Эко как некое противопоставление Библиотеки Борхеса. И если я дискутировал по "Имя розы", я бы, безусловно, попытался развить тему противопоставления этих двух образов Библиотек. В книге один из ключевых вопросов - вопрос Знания в этом Мире, и Библиотека как символ Знания.
- "Лавр" Водолазкина, "Филэллин" Юзефовича. У меня есть подозрение, что творчество Эко оказало влияние романы Водолазкина и Юзефовича. Российские писатели также как и Эко - ученые, философы, также обратились к художественной литературе. И "Филэллин" Юзефовича до мельчащих деталей точно описывает историческую эпоху, как Эко - свою. В этом есть особый колорит - поэтика эпохи.
- "Потерянный горизонт" Хилтона. Наименее очевидный вектор, но мне он близок - это рассуждение о судьбах Мира, о роли человека в нем. И также, как Конвей в Потерянном горизонте представляет некую щепку в мировом потоке, так и Дольчин из Имени Розы - выразитель протеста, революции. И для меня очевидно, что Эко через Дольчина и даже больше через келаря ставит этот вопрос о личности. Помните, как келарь на суде вдруг распрямился? Это был краткий миг свободы, но он вернулся к своим идеалам юности.
К сожалению, я упустил еще один вектор - вектор, который отразился в Имени розы в диспуте о бедности Христа, но вот в этом месте у меня самого есть пробел, и я надеюсь со временем заполнить этот пробел.
Приглашаю отслеживать нас в телеграм канале книг