«Маги фондового рынка» — книга, вобравшая в себя истории успеха самых удачливых игроков и стратегов мирового фондового рынка. Ее огромный плюс состоит в том, что это — не рафинированный пересказ «звездных историй», а живые, подробные и детальные интервью с людьми, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю Уолл-стрит и которые раскрывают собственные секреты того, как поймать удачу за хвост.
Интервью, собранные в этой книге, были записаны в середине 1999 года — начале 2000 года, то есть в период, непосредственно предшествовавший крупнейшему максимуму фондового рынка (отмеченному в марте 2000 года).
Уолтон, родившийся и выросший в Канаде, принял меня в своем офисе в центре Сан-Франциско. Он управляет капиталом, выражающимся девятизначным числом, без единого помощника: в конторе нет ни трейдеров, ни бэк-офиса, ни программистов, даже секретарша работает через день. Фирма Reindeer Capital —это Стюарт Уолтон, и только Стюарт Уолтон. Одиночество — его принцип. За свою жизнь Уолтон столько
раз ошибался, следуя чужим советам, что наконец в полной мере осознал необходимость самому выбирать пути на рынке.
Отец всегда говорил, что мне важно понять, где хобби и где — карьера. Я уверен в его правоте.
Торговать может каждый. Никакой особой предрасположенности не требуется.
Денег на инвестиции, конечно, не было, и я решил занять у отца: «Папа, есть гениальный проект; нужен начальный капитал». Он ссудил мне $10 тыс., и я все их вложил в акции Liz Claiborn. Очень скоро они поднялись на три пункта, я продал и получил прибыль. Если человек, только ступив на рынок, получает прибыль — ему конец. Через три недели пропали не только те деньги, что я выиграл на Liz Claiborn, но и весь отцовский кредит. Я так разволновался после первой удачи, что стал серьезно слушать те глупости, которые принято болтать
об акциях. Утром официант, подавая мне кофе, хвалил бумагу — вечером я ее покупал. Три недели — и денег как не бывало. Следующие пять лет я расплачивался с отцом. Самое смешное, что акции Liz Claiborn, для которых я, собственно, брал взаймы, продолжали идти вверх и за год выросли в несколько раз.
Когда работаешь в брокерской фирме, создается ощущение, что стоит протянуть руку — и выигрыш в кармане. Вокруг полно акций, которые удваивают, утраивают цену. Волей-неволей начинаешь верить рассказам,
профессиональных брокеров, которые любую нелепицу
умеют преподнести как конфетку.
Ни про одну из моих лучших сделок нельзя сказать, за счет чего она удалась: по расчету или случайно, да это и не важно. У нас забавная работа, и
везение в ней — не последнее дело. Говорят, отыскивать «золотые жилы» — особый талант, но, по-моему, удачи и промахи поделены поровну между всеми людьми. Надо уметь их использовать, вот в чем секрет.
Падение в пропасть оказалось важнейшим жизненным опытом (Уолтон заложил дом, чтобы торговать. Дом оценили в $75 тыс. и под эту сумму дали кредит в $50 тыс. Через три недели 75% денег не стало). Я выкарабкался, но потрясение было огромным.
Рынок предстал в новом свете. Я осознал, что акции растут вне зависимости от мнений людей, обещаний брокеров и дружеских советов; их рост определяется
особыми законами. Надо было вникнуть в эти законы и работать, руководствуясь внутренней уверенностью, а не помощью посторонних. Я стал придерживаться этих принципов, и со временем результаты заметно улучшились (принципы Уолтона выделены в отдельную статью).
Я заметил, что и при бычьем, и при медвежьем тренде принцип рынка остается неизменным: хорошие компании, в целом, продолжают расти. Старая истина.
Я подбираю компании, к которым рынок благоволит. Скажем, за ними числится долгий список успешных кварталов (т.е. кварталов, в течение которых компания отчитывается о прибылях, равных ожидаемым или превышающих предварительные оценки).
Поведение этих акций всегда очень характерно. Так получается, что рынок привечает одни акции и отбрасывает другие, даже если брокеры в один голос убеждают клиентов купить их из-за дешевизны.
Самое сложное — заставить себя купить дорогую бумагу или продать акцию, которая заметно опустилась в цене, но, по-моему, чем
труднее работа, тем лучше результат. Эту истину сложно постичь, я до сих пор не усвоил ее до конца.
Как вы узнаете, что рынок «благоволит» акции?
Изучаю характеристики акции, влияние множества
факторов, в том числе фундаментальных, хотя от их состояния решение зависит примерно на 25%.Еще 25% дает технический анализ.
На 25% — от изменения поведения акции под влиянием разнообразной информации: событий макроэкономики, новостей, связанных с деятельностью самой компании. Я выбираю акции, которые растут под влиянием хороших новостей, скажем, благоприятных отчетов о прибылях или объявлений о выпуске новой продукции, но мало подвержены воздействию плохих новостей.
Кроме того, мне важно, как ведет себя цена, добравшись до
круглых чисел: $20, $30 и т.д. Я пытаюсь понять, являются
ли такие цифры особо престижными для компании.
Оставшиеся 25% — это моя интуиция, предчувствия,
касающиеся направления рынка в целом. Многое зависит от того, как рынок меняется под влиянием макроэкономических факторов и прочих событий. Я оцениваю рынок так же, как оценивал бы одну акцию.
Сколько времени вы обычно держите акцию прежде, чем продать?
Я не занимаюсь сиюминутной торговлей, но и не держу бумагу больше нескольких недель. Бывает, что я по два раза в день и по шесть раз в неделю продаю и покупаю даже основные позиции, то есть несколько тысяч акций, чтобы понять, правилен ли был выбор. Если сделки проходят не так гладко, как хотелось бы, я избавляюсь от акции.
#фондовый рынок #акции стоимости #выбор акций #торговая стратегия