Друзья, снова рад приветствовать Вас на канале “Забытое…”! Как Вы уже могли догадаться из названия публикации, текущая тема, в очередной раз, будет посвящена оберегам-привескам, а именно - “топорикам”. Обереги-топорики принадлежат к числу наиболее выразительных материальных памятников, связанных с древнерусским язычеством. По мнению археолога В.П. Даркевича подобные обереги-подвески, изображали оружие славянского Бога-громовержца - Перуна и были связаны с его почитанием. Но обо всем чуть ниже. Погнали!😉
- “Топорик”
Вывод советского и российского археолога В.П. Даркевича о том, что подобные подвески изображали оружие славянского Бога - Перуна и были связаны с его почитанием, прочно вошел во многие обобщающие исследования по древнерусской культуре. В своем докладе “Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве” В. Даркевич коротко рассказывал о формировании и распространении поверий об оружии небесных Богов у разных народов. В докладе приводились изображения и описание амулетов в виде миниатюрных топориков, секир, молоточков, которые были найдены при археологических работах на территории Восточной Европы.
Фрагмент из доклада В. Даркевича:
“...Поверья об оружии небесных богов являются существенным элементом религиозных представлений о грозе - этом устрашающем для неразвитого мышления явлении природы. Распространённые чрезвычайно широко и охватывающие все населенные континенты, эти верования могут служить прекрасным примером единства мышления и культуры человечества.
Грозное явление “небесного огня” - молнии представлялось человеку полетом смертоносного оружия, разящего и убивающего. Этим оружием может быть громовая стрела, палица, топор или молот. Отсюда почитание каменных орудий (топоров, молотков) и оружия (стрел, копий), а также белемнитов, известных под общим названием “громовых стрел”...”.
Оберег-топорик. X-XI век.
Миниатюрные копии бронзовых или железных боевых топоров, являются довольно частыми находками при археологических раскопках древнерусских городищ, селищ и курганов X-XIII века.
В конце IX - начале X века топорики по своей форме близки к одному из видов так называемых молотков Тора, столь многочисленных в Скандинавии, Финляндии и Прибалтике.
Обереги-молоточки Тора. Предметы обнаружены в захоронениях в Норвегии.
В XI-XII веке миниатюрные топорики зачастую подражают формам широколезвийно-лопастных топоров (по терминологии археолога В.П. Левашовой), повсеместно распространенных в начале II тыс. н.э. в Восточной и Северной Европе. Миниатюрные топорики данного типа найдены в культурных слоях городищ Княжая Гора (Черкасская область), на селище у Грехова ручья (Ярославская область), в кургане у села Городище (Владимирская область), на поселении у села Яблоново (Полтавская область), в Вышгороде, в Старой Рязани, а также в Восточной Прибалтике, Польше, Финляндии, Швеции и Дании.
Одновременно с лопастной существует другая форма миниатюрных топориков - в виде широколезвийной секиры со шпорцами по сторонам лезвия. Обереги данного типа были обнаружены на городище Княжая Гора (Черкасская область), в селе Лепляво (Черкасская область), в кургане у села Колчино (Калужская область) и в Новгороде.
Наконец, известны топорики, которые не относятся ни к одной из перечисленных выше форм. Маленький железный оберег-топорик с узколезвийной формой был обнаружен в детском погребении X века в Киеве. Крошечный свинцовый топорик, данного типа, был обнаружен на городище Княжая Гора (Черкасская область).
Оберег-топорик (широколезвийная секира со шпорцами). Материал: медный сплав. Размеры: 53 х 42 мм. Датировка: XI-XII век.
Размеры топориков, способ их ношения и место в составе погребального инвентаря, также пережиточные народные поверья и обычаи свидетельствуют о том, что они служили амулетами-предметами, которые наделялись сверхъестественные свойствами.
Несколько раз зафиксировано их положение при погребенном. В кургане у села Колчино (Калужская область) топорик находился в женском погребении возле плеча и рядом с другими амулетами (ложечка, водяная птица, изображение челюсти хищного зверя). В кургане у села Городище (Владимирская область) топорик лежал у правого бедра мужского скелета. В погребении №11 могильника Дарвдеджи (Латвия) миниатюрный железный топорик был надет на нагрудную пряжку (XIII-XV века).
Оберег-топорик. Материал: медный сплав. Размеры: 30 х 40 мм. Датировка: X-XI век.
Однако топорики ни разу не обнаружены в составе комплектов древнерусских подвесок-амулетов XI-XIII века (на одной основе с ними).
Возможно, что данный факт объясняется особой значимостью символических изображений на топориках, которые отличаются от обычных рядовых оберегов. Вот некоторые из них:
- Зигзаг, идущий вдоль лезвия топорика. Зигзаг с глубокой древности являлся символом молнии. На некоторых оберегах-топориках Кобанской культуры зигзаги переходят в ряд треугольников (или стрел), идущих вдоль лезвия остриями к нему и как бы символизирующих направление удара.
- Миниатюрные концентрические кружки - общеупотребительные солярные символы. Это изображение было иероглифом, которое обозначало день в Древнем Египте. В Древнем Китае символ являлся солнечной эмблемой. Позднее, когда знаки перешли в Европу, древние германцы и славяне стали украшать ими различные предметы.
- Иногда в орнаменте топориков солнечные знаки и зигзаг-молния соединены вместе таким образом, что кружки расположены на углах зигзага. Вероятно, что это графическое выражение мысли о родстве солнца и молнии.
Таким образом, орнаментация древнерусских оберегов-топориков указывает на их предполагаемую связь с громом и молнией, символами которых они являются.
Оберег-топорик. Материал: медный сплав. Размеры: 35 х 35 мм. Датировка: XII век.
Некоторые обнаруженные обереги-топорики были насажены на деревянные рукояти, а лезвие топориков сильно сработаны и покрыты зазубринами (по мнению В. Даркевича подобные обереги-топорики служили для совершения каких-то обрядов).
Остатки дерева сохранились на топориках из кургана села Городища (Владимирская область), в Билярске (Республика Татарстан), в городе-крепости Саркел (с 1952 года затоплен при строительстве Цимлянского водохранилища).
Оберег-топорик.
P.S. Друзья, спасибо, дочитали до конца! Надеюсь было интересно! География находок определенно свидетельствует, что топорики не имели широкого распространения среди сельского населения. Их владельцами были жители городов, военных крепостей и дружинных поселков. Спасибо и удачи!✌