Спокойно, без лишней суеты делаем 5 шагов.
Во-первых, давайте определимся с целью и планируемым результатом. Да-да, сразу с результата. Если Вы только вступили на путь работы с талантливыми детьми, то должны понимать, что для высокого результата заниматься необходимо СИСТЕМНО. Это подразумевает план подготовки, четко выстроенный по времени, знание особенностей заданий, понимание системы оценивания, готовность педагога погружаться в предмет, вспоминать, учить новое, постигать смежные дисциплины, расширять кругозор, взаимодействовать с профессионалами, имеющими опыт работы в этом направлении.
5-10 встреч накануне школьного этапа дадут результат на только школьном этапе. Если сегодня наша цель в этом, то приступаем. Если хочется бОльшего, переходим к следующему пункту.
Во-вторых, определимся, к каким олимпиадам мы готовимся? Так называемые ПЕРЕЧНЕВЫЕ олимпиады (те самые, что дают право поступления без вступительных испытаний и по этой причине набирают популярность среди выпускников) проводятся вузами. На сайте вуза можно скачать демонстрационные задания и задания прошлых лет. Некоторые вузы (например, СПбГУ) выкладывают даже разборы этих заданий. Скачать, проанализировать и готовиться по аналогичным – вроде, все просто. На самом же деле, система оценивания не всегда прозрачна, поэтому результаты вы просто узнаете.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.06.2023 № 415 ∙ Официальное опубликование правовых актов (pravo.gov.ru)
https://away.vk.com/away.php?rh=6831b11e-e9ed-4e49-a361-483618c5f664
Если готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников, то задания школьных, муниципальных и региональных этапов прошлых лет могут (хотя на самом деле должны) быть выложены на сайтах соответствующих органов образования. Однако если нет, то не расстраивайтесь. Многие коллеги с благодарностью пользуются сайтом Московской олимпиады школьников, где задания высокого уровня сложности сочетаются с заданиями творческой направленности, систематизированы по годам и уровням.
Московская олимпиада школьников (olimpiada.ru)
Если готовимся участвовать в платных/бесплатных онлайн-олимпиадах, то добро пожаловать на сайт организаторов – там можно найти образцы заданий прошлых лет. Но можно и не найти. Ведь цель подобных соревнований часто коммерческая: больше участников, больше посещаемость сайта, больше рекламы. Электронные документы (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарности), которые дети и педагоги получают по итогам олимпиады, могут быть представлены как доказательство профессионального уровня на аттестационных мероприятиях, на стендах в школе, в портфолио педагога и ученика. А еще их можно показывать родителям и завоевывать авторитет. На самом деле никакого продолжения у этой разовой акции не будет. Но если цель в этом – поисковые системы засыплют вас этими олимпиадами. Задания там не сложные, решить их может любой ученик. А если не сможет, то рядом всегда есть команда переживающих родителей, учителей, одноклассников, есть интернет. Все это делает прохождение олимпиады максимально комфортным. А результат - ожидаемо приятным.
В-третьих…Определились, к какой олимпиаде готовимся? Если да, то приступаем к поиску. Что ищем? Курсы, пособия, преподавателей.
Курсы часто организуют сами вузы. Со слов своих учеников, которым всегда рекомендую проходить курсы подготовки в том вузе, который проводит олимпиаду, бывают «реально полезные курсы», расширяющие картину мира, демонстрирующие новый для будущего выпускника - профессиональный, научный - подход к дисциплине. А бывают «так себе курсы», где задача ведущего говорить долго и непонятно, но ничего по сути. Подготовку к олимпиадам, как новое направление работы, сегодня предлагают онлайн-школы всех мастей. Насколько можно доверять этому формату, судить не берусь.
Пособия по подготовке будут полезны в том случае, если вы знаете типы заданий и критерии оценивания. Иначе рискуете потратить время и силы не на то. Но польза для профессионализма будет в любом случае. Старые или новые? А может, просто вузовские учебники? Или свои лекции достать? Опять приходим к тому, что необходимо хотя бы приблизительно знать формат заданий предстоящего испытания.
Порекомендовать преподавателя ребенку тоже можно. Умываем руки и больше не мучимся. Но так получается не всегда, не у всех. И это здорово. Педагог, преодолевающий трудности рядом с учеником, - настоящий наставник. Для тех, кто будет идти вместе с детьми, к вершине знаний, пункт «в-четвертых».
В-четвертых, лиха беда начало. Вам может понравиться знать больше многих коллег, работать с детьми, которым хочется большего, видеть интеллектуальный рост ученика, посвящать свои свободные часы изучению нового, делить радости и огорчения с наставляемыми, поддерживать и чувствовать, что ради этого выи стали педагогом.
В-пятых, поддержка семьи необходима. Особенно если все нацелены на серьёзную работу и достойный результат. Начните с информирования родителей на собрании или в чате. Расскажите, какие олимпиады могут быть полезны для детей, в чем преимущества участия в олимпиадах. Какие льготы и бонусы получают абитуриенты, какие перспективы открываются школьникам. Поощряйте детей, принимающих участие в серьезной интеллектуальной работе - подготовке и участию в олимпиадах, турнирах и конференциях. Порой родители вдохновляются настолько, что готовят своих детей усерднее, чем готовились бы к олимпиадам сами. В этом сотрудничестве кроется одно из условий успеха.
Есть полезные мысли и работающие советы? Пишите в комментарии, поддерживайте молодых наставников.
Всё. Пора готовить детей к олимпиадам!