Летом 1978 года прославленный боксёр 10 дней гастролировал по Советскому Союзу вместе с очаровательной супругой (третьей). Его встречали с таким радушием и почётом, что на обратном пути для транспортировки подарков в аэропорт пришлось заказывать грузовик. Как говорится, «иностранцы у нас – как дети: всё лучшее им».
Легендарный боксёр был поражён масштабами гостеприимства, а главное - самими советскими людьми. По возвращении в США он выдавал такие хвалебные отзывы о Советском Союзе, что вызвал нервное неудовольствие Белого дома.
Однако примерно через год Мохаммед Али «остыл» и разразился противоположными высказываниями в адрес СССР – негативными. Что произошло с мнением знаменитого боксёра?
Музеи – скучно. Ринг – то, что надо
Прибыв в Москву, 36-летний на тот момент Мохаммед первым делом (на всякий случай) заявил, что он ничего не понимает и не желает понимать в политике, и не будет отвечать на политические вопросы.
Он, мол, просто хочет посмотреть на страну, на людей, повстречаться с коллегами - советскими боксёрами. Кроме супруги он, кстати, взял в поездку ещё и адвоката. На всякий случай.
Мохаммеда Али с женой Вероникой (детей в это путешествие они не взяли) поселили в лучшем люксе гостиницы «Метрополь».
В первый же день гости отправились на представление знаменитого Цирка на Цветном бульваре.
Юрий Никулин представил известного боксёра зрителям, и вручил его жене шикарный букет роз. Это была ошибка (не букет, а привлечение внимания к Али).
Потому что в антракте толпа советских людей, впавших в восторженное состояние при виде заграничной знаменитости, чуть не затоптала звезду, вместе с Вероникой. Все желали взять у них автограф! Милиция вызвала подкрепления, и желающих с трудом рассадили по местам.
На следующий день в 6 утра Мохаммед уже наматывал круги пробежки прямо по Красной площади, после чего отправился в Центральный институт физической культуры - общаться со студентами и преподавателями.
Как только в спортзале института дорогой гость увидал боксёрский ринг – он сразу же нырнул на него, и любой желающий смог побоксировать с легендой (естественно, не в полный контакт).
Как и Али, боксёры раздевались до пояса, оставшись в брюках и туфлях (но надев перчатки), и кружили по рингу полный раунд, обозначая удары.
Там Мохаммед Али был как рыба в воде и светился от счастья. А вот когда их с супругой повели по московским музеям - явно заскучал и, не дожидаясь завершения музейной части программы, на день раньше улетел в Узбекскую ССР.
Встряска после лишних килограммов от «всё включено»
В Ташкенте его, само собой, немедленно нарядили в расшитые золотом халат и тюбетейку.
А потом повезли по всем памятникам исламского зодчества. Мусульманином Мохаммед Али стал в 22 года; до того его звали подлинным именем - Кассиус Клей.
Во время пребывания в Ташкенте и Самарканде дорогой гость не только молился с местными жителями в мечетях, но и ни в чём себе не отказывал. Имеется в виду не только знаменитый плов и прочие деликатесы, но и вино, и коньяк.
В итоге, всего за несколько дней в Узбекистане Мохаммед Али поправился на пять килограммов (по его словам).
Эти лишние килограммы немного мешали ему во Дворце спорта ЦСКА, где прославленный боксёр провёл три двухраундовых товарищеских поединка с советскими коллегами.
Они, по правде говоря, тоже были не в форме.
Чемпион СССР Игорь Высоцкий только приехал с отдыха в Гаграх. Двукратный чемпион Европы Евгений Горстков – прервал для встречи с Али отпуск в Орске, где отдыхал у родителей. И только будущий серебряный призер Олимпиады-80 Пётр Заев поддерживал форму в Москве.
Горстков к тому же испытал стресс: свой пригласительный билет он отдал другу, а сам направился в манеж просто так – думал, что спокойно пройдёт как участник. Какое там, бдительные милиционеры его не пропустили! Тренеру пришлось искать Горсткова и «протаскивать» его внутрь вопреки сопротивлению милиции.
Не тот ещё менталитет был
Перед началом товарищеских поединков с советскими боксёрами Мохаммед Али повёл себя как-то странно (для тогдашнего мировоззрения в СССР): ворвался с дикими криками в их раздевалку, начал лупить кулаками по дверям и разразился потоком матерных ругательств в адрес соперников, на английском языке.
После чего повернулся к ним спиной и показал, что на халате у него вышита надпись на русском языке – Сильнейший.
«Мы, конечно, остолбенели, – вспоминал Высоцкий, – слов не поняли, конечно, но суть уловили – оскорбления и обещания надрать нам за…цы».
Такое поведение тогда ещё было в диковинку для наших спортсменов, и юмора такого в тогдашнем СССР ещё не понимали. Поэтому перфоманс Мохаммеда и вызвал недоумение.
Поражение Мохаммеду Али по очкам в итоге нанёс Заев; Высоцкий проиграл, а бой с Горстковым решением судей был сведён вничью.
Поцелуй от главного Мастера поцелуев
19 июня 1978 года легендарного американского боксёра принял в Кремле Леонид Ильич Брежнев. Первым делом, пожимая руку Мохаммеду, он его (что бы вы думали?...) правильно думаете – поцеловал. Супруге Веронике тоже досталось от Брежнева.
А потом, после получасовой беседы – генсек подарил Али свою книгу «Малая земля» с автографом «автора» и дорогие часы с дарственной надписью – гравировкой.
«Я не думал, что господин Брежнев меня примет. Кто он – и кто я: всего лишь американский боксёр. Но такой влиятельный человек нашёл время, чтобы встретится со мной, и мы говорили с ним о мире», - восхищался Мохаммед Али. А часы - пообещал носить, никогда не снимая.
Все наши мнения – на самом деле не наши, а детище пропаганды
Он потом долго ещё восхищался, отмечая, что Советский Союз – совсем не такой, как думают жители США. А жители СССР – это вообще какое-то воплощение дружелюбия, открытости, жизнерадостности.
Где все эти «мрачные люди, мыслящие как роботы»? Нет их! Плод западной пропаганды.
Делясь впечатлениями с репортёрами, Мохаммед Али, удивляясь самому себе, рассказывал: за 10 дней в СССР он не увидел ни одного бездомного бродяги или просто плохо одетого человека. Полицейских - очень мало, их почти нет! А те, которые есть - все ходят без оружия: ни дубинки и наручников, ни кобуры с пистолетом на ремне у них нет!!! Это невероятно.
«Я гулял поздними вечерами по городским улицам, без охраны, не боясь быть ограбленным, а вокруг гуляли обычные люди, и никто никого не боялся», - поражал Мохаммед Али своими россказнями репортёров.
Конечно, хвалебные отзывы об СССР вызывали неудовольствие в Белом доме. И, когда боксёр начал развивать свои мысли в ту сторону, что «отношения между нашими людьми плохие только из-за лживой пропаганды» - ему веско намекнули: хватит, прекращай. Говори, да не заговаривайся.
Мохаммед Али был успешно «распропагандирован обратно», и в последующих интервью уже всегда стал утверждать, что во время путешествия по СССР хитрые большевики его обманули.
«Те 10 дней в России - я как будто побывал в раю. У меня сложилось впечатление, что русские живут хорошо и ни в чём не нуждаются. Но это была иллюзия. Только спустя долгое время я понял, что они для меня просто сделали «красивую картинку». А реальность - совсем другая».
Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать этот канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)
Читайте также: