Пока европейцы носились с «зеленой» энергетикой и деиндустриализацией, уповая на то, что вместо товаров они будут экспортировать представления о том, как должен быть устроен цивилизованный мир, выпуская из своих университетов философов, политологов и прочих футурологов, из стен китайских вузов выходили и выходят инженеры, математики и специалисты в области естественных наук. Гигантский технологический и индустриальный скачок Китая оставил позади не только Европу, но и Америку. Скоро в космосе на одного астронавта будут десятки, а то и сотни тайконавтов. В этой связи интересно отметить, что в советские времена только специалисты с инженерным образованием могли сделать карьеру за рубежом. Советские гуманитарии никому нужны не были. Это, конечно, не значит, что гуманитарии сейчас вообще не нужны. Нужны. И даже нужны как никогда. Для того, чтобы преодолеть кризис гуманитарного знания, который охватил весь мир. Суть гуманитарных дисциплин в том, чтобы сделать лучше самого человека. Задача не только в том, чтобы донести до широких масс идеи правильного мироустройства и смысла человеческой жизни, но и сделать их внутренними регуляторами поведения человека. Эта практическая задача не решена. Чтобы это произошло, нужно сделать педагогику главной наукой следующего столетия, а может и тысячелетия. Напротив, за последние десятилетия безнравственность стала тотальной. Совесть как орган атрофировалась за ненадобностью. И в этой связи очень показателен последний педофильский скандал в США. На днях Федеральный окружной суд Манхэттена опубликовал новую часть документов из дела финансиста Джеффри Эпштейна, которого обвиняли в торговле людьми, в том числе подростками. И это в стране считающей себя оплотом закона и демократии! Миллиардер-педофил возил звезд и политиков на частный остров с детьми на своем "Лолита-экспрессе". Страшно даже не то, что старики с дряхлеющей психикой и половой системой, позарились на подростков. В Средневековье и не такое было общепринятой практикой. А то, что молоденькие девушки ради карьеры (так их сейчас воспитывают с первых лет жизни!) готовы пожертвовать самим дорогим в своей жизни – целомудрием. Заметьте, что теперь не только девушки с артистической направленностью делают первые шаги в карьере через постель, но уже и спортсменки (140 из которых подали иски в рамках дела Эпштейна). Как это вообще возможно? Ведь их силой не затаскивали в самолет? Впору обнародовать список и этих несовершеннолетних красавиц, решивших форсировать свою карьеру волшебным пинком. Но вернемся к педагогике. Если бы педагогика была бы наукой, а не практикой (каковой она на сегодняшний день является), человечество давно бы сделало скачок в будущее. Хочется добавить в светлое будущее. Этим и должны заняться гуманитарии. Разработкой концепции воспитания и внедрения ее в практику. Прежде чем делать из ребенка инженера, врача, спортсмена или философа нужно заложить в него основы нравственности и включить программу саморазвития.