Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины/84. Умысел как саботаж и диверсия - "Гепарду" повезло раз, но удача его покинула

Можно понять, когда неисправность оборудования и механизмов на подводной лодке вызвана некачественной работой неквалифицированного персонала или недостатками технологий. Можно даже как то понять намеренные попытки членов экипажа вывести их строя техническое устройство чтобы не выйти в море (моральную сторону здесь пока не затрагиваем). Но совершать действия, которые могут привести к гибели посторонних людей может только настоящий враг, и здесь дело не в политической позиции. Как еще можно расценить случаи вредительства приведенные ниже.

Лето осень 1917 года для русского Балтийского флота были очень напряженными и непростыми, причем не только (и не сколько) из-за действий германского флота, но в не меньшей степени из-за той политической ситуации в которой находилась вся страна. Обратите внимание на документы, представленный высшему командованию флота, текст которых можно найти в книге Д.Ю.Козлова.

Итак, вспомним рапорт временно командующего дивизией подвод­ных лодок Балтийского моря капитана 2 ранга В.Ф.Дудкина от 19 октября 1917 года командующему флотом Бал­тийского моря контр-адмиралу А.В.Развозову.

Развозов Александр Владимирович, контр-адмирал
Развозов Александр Владимирович, контр-адмирал
Дудкин пишет: «Несомненно, что Россия идёт сейчас быстрыми шага­ми к окончанию войны, и мир с Германией будет заключён не дальше весны, ибо вся страна фактически воевать боль­ше не может и никакие речи видных политических деяте­лей не в состоянии изменить твёрдо сложившегося миро­воззрения народа, армии и флота. Цель войны в массах уте­ряна, у всех погасла надежда на боевой успех, и военный дух в стране не существует. Это отражается реально на всей жизни страны. Заводская техника и качество ремонта под­лодок падают с каждым днём..."

Как мы понимаем, это было только вступление, по всей видимости определяющее то, с чем пришлось столкнуться подводникам.

В июле 1917 года на подводной лодке «Гепард» был следующий случай: лодка пришла в Ганге после Ревельского ремонта, и при практическом погружении на рейде был обнаружен стук в носовой балластной помпе. Разобрав помпу, нашли в кры­латке огромный кусок большой кувалды. Кувалда эта ни­коим образом не могла попасть в помпу самостоятельно, и случай этот относиться к злому умыслу. Команда лодки, ввиду неплатежа заводом денег, участия в работах не при­нимала, и ремонт вёлся только рабочими.

Русская подводная лодка "Гепард"
Русская подводная лодка "Гепард"

Только представьте - в балластной помпе - кусок КУВАЛДЫ! Каких слов заслуживают рабочие Ревельского завода? Следующий случай не менее конкретный.

Вообще в том самом докладе много и других подробностей относительно и состояния подводных сил русского флота и положения на "Гепарде". В.Ф.Дудкин отмечает, что в свой поход 12 октября 1917 года (уже после описанного ранее случая) "Гепард" вышел имея на борту всего 10 человек специалистов-подводников из старой команды, а на берегу осталось по разным причинам таких же 17 человек! По оценке Дудкина, "Гепард" - "самая опытная и более всех плавающая лодка с блестящим офицерским составом"! И уже в этом докладе командир Дивизии выражал озабоченность тем, что "Гепард" не вернулся и высказывал предположение, что его "постигла печальная участь", (.

Сейчас уже можно точно сказать, что в октября 1917 года "Гепард" погиб вместе со всем экипажей (40 человек), и по всей вероятности в сентябре 2009 года шведы сообщили об обнаружении остова русской подводной лодки на глубине 100 метров в 30 милях от острова Гтска-Сандён. Считается, что это и есть "Гепард", а после случая с кувалдой - даже не знаешь что и предполагать, (.

Командир Дивизии подводных лодок приводит и другие примеры низкого качества ремонта русских лодок, упоминая "Угорь".

"На подводной лодке «Угорь» в том же Ревеле в июне 1917 года при погружении на рейде была замечена течь в шахте вдувной вентиляции. Оказалось, что под клапан вентиляции был засунут обрубок очень твёрдого дерева, Аварии лодка из­бежала благодаря разумно принятым мерам".

На момент происшествий подводная лодка «Гепард» (тип «Барс») входила в 1-й дивизион подводных лодок БФ); подводная лодка «Угорь» (тип «Барс») - в состав 3-го дивизиона подводных лодок Балтийского флота).

Русская подводная лодка "Угорь"
Русская подводная лодка "Угорь"

Интересно и другое, в своем рапорте, командир Дивизии ПЛ предлагает прекратить походы русских подводных лодок к вражеским берегам, а разведку противника и действие на его коммуникациях передать английским подводным лодкам. Вот так! Что интересно, данный рапорт был написан 19 октября (по старому стилю), до октябрьской революции осталось совсем ничего. Ещё чуть-чуть и грянет...!

Можно подумать, что все это (низкое качество ремонта и откровенный саботаж) были действия революционно-настроенных рабочих в борьбе с самодержавием (Временным правительством?), но при чем здесь матросы и офицеры Балтийского подплава? Самое трагичное, что ситуация не изменилась и после октябрьской революции.

Примерно через год, вместо балтийской подводной лодки «Ягуар», на которой 8 декабря 1918 года произошёл взрыв в аккумуляторной яме, в раз­ведывательный поход в район Виндавы командование Балтийского флота решило направить подводную лодку «Тур» (тип «Барс»), которой командовал военмор Н.А.Коль. Но сильные морозы сковали восточную часть Финского залива прочным льдом, и для перевода находящейся в Петрограде подводной лодки «Тур» в Кронш­тадт ледоколам пришлось затратить почти три дня.

Подводная лодка "Тур" уже как "Товарищ" в 1924 году
Подводная лодка "Тур" уже как "Товарищ" в 1924 году

Во вре­мя этого перехода на подводной лодке произошла серьёзная поломка двига­теля. Учитывая условия предстоящего плавания, выходить в море с одним исправным двигателем было рискованно. В итоге «Тур» вместо плавания к берегам Латвии был по­ставлен в ремонт, а боевая задача осталась невыполненной, причина все та же - неисправность оборудования.

Интересно, а в иностранных флотах бывали подобные случаи саботажа, ведь и их тоже иногда захватывали "революционные вихри"?

Источники: Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с., Платонов, А. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945/А.В.Платонов.- М.:АСТ, 2004. -592 с.; Морозов, М. Советский подводный флот 1922-1945. О подводных лодках и подводниках/ М.Э.Морозов, К.Л.Кулагин. - СПб.: Аст.- 2006. - 877 с.; Козлов, Д. Британские подводные лодки в Балтийском море. 1914-1918 годы/ Д.Ю.Козлов. - СПб.: ЛеКо, 2006. - 224 с.; материалы интернета.