Найти тему
Евгений Трунов

ИСТЕРИКИ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ.

В среде людей, занимающихся прикладным анализом поведения, бытует мнение: если ученику после начала истерики дать, то, что он хочет, то это закрепляет\усиливает нежелательное поведение. Мнение основывается на экспериментах, где доказывается, что выдача мотивационного объекта во время истерики подкрепляет поведение истерики. Если же в экспериментах применялось гашение к истерике, то в в следующих итерациях сила истерики шла на убыль.

Вроде звучит логично. Не хочешь истерик - не подкрепляй их. На практике всё гораздо тоньше. Дело в том, что истерика не является изначально формой оперантного поведения. Это респондентное поведение. Оно глубоко физиологично. Вы должны тщательно помедитировать на предыдущее предложение. Обратите внимание, что истерика едина в выражении (топографии) как у нормотипичных детей, так и у детей с ментальными нарушениями. И даже у взрослых со специфическим складом личности истерики тоже протекают примерно сходным образом.

Оперантное поведение - прижизненно усваиваемые формы поведения путем научения. Респондентное - генетически запрограммированные формы поведения.

Однако, со временем истерика может получить свойства оперантного поведения, фактически становясь способом коммуникации. Так плач младенца тоже в некотором виде "коммуникация", но не требующая взаимодействия с другим субъектом. Младенец плачет до тех пор, пока дискомфорт не исчезнет. Ребенок растет, приобретает навыки и знания, но в стрессовых ситуациях всё равно склонен срываться в плач примерно до шести лет.

У детей с дизонтогенезом главная проблема заключается в том, что навыками и умениями они обрастают ну крайне медленно. Предпочитают пользоваться старым опытом: мотивации, способы коммуникации, усвоенные ритуалы и привычки, маршруты и одежда. Для них истерика может стать "главным рычагом" давления в коммуникации с родителями. Но не стоит думать, что при хорошей динамике ученик бросит "скандалить". Он делает так потому, что мозг находится не в здоровом состоянии. Это не навыковая проблема, а медицинская. Поэтому даже тотально правильно исполняемые инструкции по работе с нежелательным поведением вообще и истериками в частности не гарантируют полное исчезновение оных.
Здоровый мозг - залог отсутствия проблем в педагогическом процессе, поэтому не стоит уповать даже на самую раскрученную методику. Только комплексная помощь по разным фронтам приносит более-менее гарантированный результат.