... В середине XVI столетия воинственное племя дине покинуло в поисках охотничьих угодий канадские прерии и устремилось на юг. Продвигаясь с боями через земли незнакомых и враждебных племен, оно дошло до засушливых, но богатых дичью равнин юго-запада нынешних Соединенных Штатов. Здесь племя впервые столкнулось с белыми. То были испанцы. От испанцев люди дине получили название «навахо», под которым их знают и поныне, здесь они и познакомились с невиданными животными — лошадьми и овцами.
Им очень им пришлась по вкусу баранина, а еще больше они оценили овечью шерсть. Женщины-навахо ткали из нее одеяла, в которые закутывались воины и охотники, и тогда они заменяли верхнюю одежду, а если ночь заставала их вдали от дома, то и постель. Такими же одеялами завешивали дверной проем.
Ткать женщины-навахо научились от захваченных мужьями женщин-пуэбло, и сначала в узорах на навахских одеялах копировали традиционный орнамент своих пленных. Но через короткое время, выработав собственный стиль, навахо превзошли своих учителей. Испанский губернатор Фернандо Чакон писал в самом конце XVIII века, что ткачихи-навахо работают лучше испанок.
Возникла легенда о паучихе, которая показала женщинам-навахо первый ткацкий станок. Пауков навахо считали существами священными.
Станок изготовил супруг паучихи-учительницы. Основа была из трав, уток — из горного хрусталя, нити — из утренней зари. Когда в племени рождалась девочка, мать терла ей плечо паутиной для того, чтобы она всю жизнь неутомимо ткала. Едва девочка подрастала, она принималась за работу. Сначала основу натягивали между двумя деревьями, а орнамент девочка должна была изобрести сама. Геометрические узоры ткани никогда не повторялись, опытный взор сразу отличал работу одной мастерицы от другой. Но если какой-то особенно искусной ткачихе удавалось изобрести свой рисунок, другие женщины перенимали нововведение. С течением времени вид и качество одеял изменялись, и по ним можно проследить историю племени.
Самые старые из дошедших до нас одеяла навахо — конца XVIII века — обычно грубо вытканы, в их узорах сплетаются естественные цвета овечьей шерсти: коричневый и белый. Их нашли антропологи в Каньоне дель-Муэрте — Ущелье смерти. В 1805 году испанские войска загнали в каньон воинов-навахо и перебили их. Навахо побоялись хоронить убитых: это могло, по их верованиям, нарушить покой предков и вызвать стихийное бедствие. В сухом микроклимате Каньона дель-Муэрте надолго сохранились скелеты и одеяла, в которые одеты были навахо перед битвой.
В 1863 году полковник Кит Гарсон с большим и хорошо вооруженным отрядом, к которому присоединилось и множество враждебных навахо индейцев, оттеснил племя в штат Нью-Мексико, в безжизненную пустыню. Начались тяжелые времена: голод, болезни. Некогда многочисленное племя поредело и ослабло. Лишь через несколько лет позволили индейцам-навахо вернуться в родные места. Но это было уже не то племя, которое некогда наводило страх на соседей. И одеяла этого времени отличаются бедностью красок и примитивностью узоров.
Текстиль навахо изначально представлял собой утилитарные одеяла для использования в качестве плащей, платьев, седельных одеял и других подобных целей. К концу 19 века ткачи начали производить коврики для туристов и экспорта.
В 1880 году земли навахо прорезала железная дорога, и их страна стала легкодоступной. Появились магазины, где продавались нужные и не нужные индейцам вещи; торговцы скупали у индейцев шкуры, украшения из серебра с бирюзой, одеяла — традиционные одеяла навахо, которые скоро стали известными по всей Америке.
Предприимчивые коммерсанты стали привозить изготовленную в Европе шерстяную пряжу и синтетические краски.
На одеялах появились стилизованные кони и коровы, луки и стрелы, вигвамы и даже поезда. Для навахо эти изображения были чуждыми, но покупатель в Нью-Йорке, Бостоне, а то и в Лондоне представлял себе «настоящую индейскую работу» именно такой. Передавая ткачихе сырье и заказ, торговец давал ей и образцы рисунков.
Несмотря на это заявление о чужеродности таких изображений изображений, их продолжают ткать до сих пор.
-- Трагическая история, как «цивилизованные» губят культуру «дикарей», пользуясь правом сильного.
А через некоторое время и самим навахо придуманные для них узоры и рисунки стали нравиться куда больше, чем традиционные. И чистая геометрия навахского узора исчезла, сами одеяла стали ни чем иным, как изделиями поточного производства. Впрочем, почему же только одеяла? Рынок требовал ковры, наволочки для подушек и так далее и тому подобное, чего отродясь не было в простом индейском быту племени навахо.
В настоящее время ткут одеяло с геометрическими узорами
Следует отметить, что одеяла навахо не являлись одеялами в нашем понятии, все дело в дословном переводе английского термина «blanket». В реальности это были накидки, в которые заворачивались, нося их на плечах.
Поскольку же индейцы по-прежнему закутывались в одеяла, а «подлинная работа навахо» стоила очень дорого — большинству членов племени не по карману, — в городе Канзас-сити одна фабричонка стала ткать одеяла для индейского пользования. Дешевые, стандартные...
И сейчас, когда навахо, съезжающиеся по случаю праздника в резервацию, набрасывают поверх пиджаков одеяла, они приобретают их в лавке сувениров.
Там же, где продается пластмассовый паучок, тянущий свою синтетическую пряжу...
Автор Л. Ольгин
Журнал "Вокруг света" . Январь 1977 год.
Статья была написана в 1977 году. С тех пор многое изменилось.
Современное одеяло индейцев.
Ролик. "Я сделал это короткое видео, чтобы показать работу рук моей бабушки по материнской линии. Она уже несколько десятилетий занимается ручным ткачеством одеял. Она из индейского народа навахо. Музыка: Кинематографический Оркестр". Nicholas Taylor.
"Это навевает некоторые воспоминания — женщина навахо учила нас в старшей школе ткать одеяла, потому что «теперь навахо ткут их по неправильным причинам — они просто хотят их продать, поэтому я учу вас правильному способу ткачества..." . Такие вещи ваши всегда начинаете ткать справа налево, потому что, если вы называете имя койота, он всегда будет смотреть через правое плечо, а вы не хотите быть похожими на койота — и тому подобное. У меня все еще есть коврик, который я сделала." Источник
Надо же, палки для ткачества кривенькие, а полотно ровное и с четким рисунков, без каких-либо эскизов и линеек!
Большинство индейцев навахо продолжает ткать одеяла и ковры для продажи. Современные ткачихи учатся ремеслу в колледже, в отличие от прошлого времени, когда обучение ткачеству было семейным. Для них и теперь, как и в 19 веке, порой это единственный источник дохода.
По закону в США ковёр считается Навахо, если его ткала женщина племени Навахо из натуральных материалов на традиционной ткацкой раме и на земле индейцев Навахо.
"Ковры, сотканные на Украине, будут хорошими репродукциями ковров Навахо. Боковые кромки имеют связанные перекосы, а концы будут красиво обработаны вручную. Эти ковры действительно плоские ковры с юго-западным или Навахо-стилем дизайна. К сожалению, они часто продаются как подлинный предмет в индийских художественных магазинах." Источник
Особенность ковров Навахо — у них нет бахромы, и они практически двухсторонние.