Именно так он и выглядел снаружи и изнутри — измученный перестройками, пожарами, землетрясениями, сменой веков и собственного назначения. Но, знаете что? Под всеми слоями ремонтов и переделок, при наличии обязательных для мечети михраба и минбара, с истинно мусульманским куполом внутри — ты безошибочно узнаёшь в нём именно церковь.
Ковры на полу, склонившиеся в намазе мусульмане. А в воздухе чудятся былые голоса певчих и будто витает запах ладана. Нигде до этого места со мной ничего похожего не случалось, а в стамбульской мечети Календархане — аж мурашки…
Достопримечательность известная, но далеко не "первой линии", и в этот приезд в планах у нас не значилась. Но я давно знаю, что если тебе куда-то даже без твоего ведома надо, ты там обязательно окажешься. Так и случилось: мимо шли случайно, туристический указатель указывал на нечто неизвестное, но раз оно само — идём.
Будь я посообразительнее, древность здания осознала бы ещё на входе: ступени к нему вели вниз, мечеть будто росла из земли или (что просто реальность и есть) со времён постройки время обступило её в виде прошловековых культурных слоев.
Ну, а внутри… Нет, не переломил дух ислама прежде царившую тут веру в Христа. Чувствую это и говорю вслух при всём моём уважении к вере мусульманской, а оно, это уважение, хорошо известно моим читателям. Просто храму сменить веру — хуже, чем человеку. Негоже это, не врастает, не приживается. И неважно, церковь перелицовывают в мечеть или мечеть в церковь – всё одно противоестественно, хотя Бог на всех и Един.
Но это про личное моё отношение, а теперь давайте об истории храма, который сегодня —
Мечеть Календерхане
Отсчет начинается с Нового Рима, с 4-го века, когда на месте далекой будущей мечети были построены обычные римские термы (бани). Сами ли они рухнули или место особенно приглянулось уже византийскому Константинополю, но на их фундаменте появилась первая церковь. Потом, на обломках первой, ещё одна. А с 6-го века начинается история того здания, в котором мы сейчас.
То есть, как именно – того? От бань до мечети Календерхане оно пережило 19 перестроек и построек заново, а от 6-го века до нашего было так:
- В 6 веке была построена церковь. Сделано это было с таким расчетом, чтобы акведук Валента* стал одной из ее стен, а фундамент бань и предыдущего здания стал частью её фундамента. В чью честь была посвящена – неизвестно. Ученые условно называют её Северной.
- Конец 12 века – церковь то ли, как и термы, разрушена людьми, то ли сгорела во время одного из больших пожаров. Её отстроили заново уже в новом облике, опять на основании предыдущих зданий. В результате вышло так, что у новой церкви не было ни одного прямого угла. Эта её уникальная особенность сохранилась до наших дней.
История не сохранила названия самой церкви, до 20-го века ученых могли его только предполагать. Именно тогда (годы не скажу, данные везде расходятся) во время очередной реставрации были обнаружены фрески с изображением Богородицы Кириотиссы, и храм официально стал считаться посвященным этому образу Богоматери.
Этот образ ещё называют Никопея Кириотисса, что в переводе с греческого языка означает «Владычица и Победительница, а в народе её называют Богоматерь Никопея. Эта икона пришла к нам из Византии, а создание оригинала приписывают самому апостолу Луке. Своё название «Победительница» икона получила благодаря тому, что у её образа просили благословения перед боем императорские воины.
Есть предположения, что церковь Кириотиссы одно время была частью монастыря Христа Акалептоса, но о чем известно точнее, так это о периоде её жизни в виде католического собора в составе францисканского монастыря. Было это во времена захвата Константинополя крестоносцами – с 1204 по 1261 г.г.
- После возвращения Константинополя Византии вернулся и православный храм, а после завоевания его османами здание окончательно рассталось с христианством.
- По велению султана Мехмеда II здание было отдано секте дервишей Календер (после чего за ним и закрепилось имя Календерхане – в переводе с турецкого это дом Календер). Сама секта этих дервишей - проповедников суфизма - существует и поныне, а в то время последователи данного мусульманского течения придерживались аскетичного уклада и утверждали, что всё окружающее людей принадлежит Всевышнему. Им было запрещено иметь свою собственность, поэтому собственных домов у них не было, и вместе с семьями они жили в бывшем переделанном храме до конца XVII века. А потом рядом построили общеобразовательную школу-медресе, ей понадобился дом для молитвы, и бывший православный храм, бывший католический собор, бывшее текие (обитель) дервишей были обращены в мечеть, сохранив название Календерхане. Не то, чтобы дервишей так уж уважали, просто были последними хозяевами…
Так родилась мечеть, которую позже разрушило землетрясение. Отреставрировали, вернули к жизни. Но в 1930-м в минарет попала молния, и он рухнул. Мечеть забросили. Вот в этот период запустения и попала эта территория в руки ученых и археологов, нашедших немало реликвий и вернувших имя Кариотиссы уже не существующей церкви.
Той мечетью Календерхане, куда сегодня может войти любой благопристойно одетый турист (причем везде пишут, что войти за плату, однако с нас никто не спросил ни единой турецкой копейки), она стала в 1968 году после 15-летней реставрации. От старых церквей сохранились остатки фресок на входе.
Колонны с капителями – тоже церковное наследие. А самое непривычное и нестандартное здесь – стены, украшенные разноцветными мраморными плитами. На месте без информации совершенно не понимаешь, что это и почему здесь.
Оказывается, это реальный мрамор, украшавший церкви/церковь на протяжении всей её бурной и «черно-белой» жизни. Всего 76 плит, из них 33 старинных, причем есть и те, что от церкви 6-го века. Остальные – современная реконструкция.
*Аквекдук Валента здесь хоть и отреставрирован, но выглядит замшелым и бесконечно усталым от груза своих 1665 лет. Будто старик, облепленный прапраправнуками, но не имеющий уже сил обращать на них внимание...
Уверена, кто-то из вас здесь был. Что-то почувствовали? Дохнуло Византией? Или показалось просто бедным и малоухоженным помещением для молитвы? Вчера я выкладывала маленький видеоролик отсюда, и наши читательницы Елена Елена и Sofiana Solveig (спасибо большое вам обеим за ответы!) увидели в нем именно храм. Каждая свой, но это не главное. Главное – храм по-прежнему жив, кто бы чего иного от него ни хотел.
Все еще, хоть и слабенько, жив и наш с вами канал, но без капельницы с лайками от вас, мои дорогие, ему точно долго не протянуть, так и знайте!))