Найти тему
Бумажный Слон

Пропавший в кинохронике: цифровая ретроспектива

Такой вот парадокс, но… Я давно потерял ценность материальных вещей. И в то же время всегда испытывал странное чувство при виде винтажных предметов или фотокарточек. Вот взять фотографии… Время стремительно меняет всё, к чему прикоснется. Тот человек, что запечатлён на снимке, даже через секунду уже другой, а через годы – вообще не существует. Но мы видим это лицо: грусть в глазах, радость в улыбке. Так же и с вещами. Всё потому, что дело не в их материальной или даже исторической ценности, а в той значимости, которую в неё вложил конкретный человек. Любимая игрушка может быть для ребенка ценнее всего на свете, и эту ценность невозможно ничем измерить или передать, можно только почувствовать. И если не дано – то уж тут увы.

Обо всём этом и многом другом я размышляю после посещения иммерсивного музея «Пропавшие в кинохронике».

Масштабные и детальные инсталляции размещены в 5-м павильоне «Ленфильма». Что сейчас представляет собой легендарная киностудия – это отдельная история. Здесь же – объёмный коллаж из обрывков прошлого: фотографии, пленки, старые модели киноаппаратуры. И всё это вперемешку с заржавелыми автоматами, прогнившими касками, патронами, снарядами. И апофеоз – немецкий танк на фоне макета разгромленного Рейхстага… Но обо всём по порядку.

Думаю, уже понятно, что выставка посвящена кинематографу в годы войны. Или даже – кинематографистам. Людям, которые в такое вот сложное время выполняли свою работу. Деятелей искусства тоже призывали на фронт, они тоже брались за автомат – а какой был выбор? В тылу у них оставались семьи, и они хотели мира для них, делали то, что считали правильным.

-2

В павильоне более десятка локаций, каждая из них – это воссоздание атмосферы писем фронтовиков-киношников. Здесь заводы, бомбоубежища, водная и оленья переправы и даже вершины Кавказа. В годы Великой Отечественной ленинградцев помотало по миру. При этом экскурсия выстроена в исторической хронологии: от первых бомбежек до Нюрнбергского процесса.

1941 год, актеры, снимавшиеся в фильме «Маскарад», прячутся в бомбоубежище прямо в костюмах.

-3

Знаете, каково это? Слышать строки надежды и утешения: это временно, скоро война закончится и всё снова будет хорошо. И знать то, чего не знал написавший эти строки – о, нет, впереди ещё столько лет горя, дальше будет только хуже! Конечно же, когда-нибудь это кончится, ведь всё беды рано или поздно сходят на нет. Вот только ты этого не увидишь. Там, в далеком 1942-м ты этого ещё не знаешь, ты просто стараешься подбодрить себя и близких. Но это знаю я в своем 2023-м. Такой вот подлый спойлер чьей-то жизни…

Монтажный лист оператора кинохроники. В нём необходимо было указывать информацию о том, что и кто попали в кадр. Но в зоне боев на это не было времени. Кроме того, нередко бывало, что человек погибал, и было уже не выяснить, так кого же снял кинооператор.

-4

Искусство всегда на злобу дня. История сохранила задания, которые получали тогда кинооператоры. Конечно же, это показать реальность во всех деталях. Показать судьбы людей на фоне мировой трагедии.

Из воспоминаний кинооператора В. В. Микоши о беседе с А. П. Довженко (украинским советским кинорежиссером, основоположником украинского советского киноискусства).

«Не стесняйтесь показывать страдания людей, – говорил Александр Петрович. – Страдания, слезы, смерть. Ибо в этом огромная сила утверждения жизни. Не стесняйтесь – плачьте сами, но снимайте… Снимите на поле боя медсестру, совсем девочку, хрупкую и юную. Снимите перевязку. Крупно – нежные маленькие руки, рану и кровь. Снимите глаза сестры и взгляд раненого. Снимите людей, ибо они своим непосильным трудом и страданиями делают будущий мир».

Фронтовой кинооператор В.И. Орлянкин признавал, что во время съёмок так увлекался, что забывал степень риска. Благодаря ему в кинохрониках сохранены эпизоды переправы через Волгу, обороны Сталинграда и др.

-5

Имя альпиниста М.М. Боброва попало в «Книгу рекордов Гиннеса», он признан старейшим в мире покорителем Северного полюса. В годы ВОВ вместе с другими альпинистами маскировал высотные доминанты Ленинграда, чтобы враг не мог вести обстрел. Инструктировал горно-стрелковый отряд на перевалах Главного Кавказского хребта.

-6

В 40-вые было не до гендерных тёрок. Е.М. Авдеева работала сварщицей на Ижорском заводе, варила суда и паровозы.

-7

Конечно же, в качественной истории у героя должен быть антагонист. Ставили задачу показать и врага… Для многих странно звучит, что искусство – это своего рода манипуляция, игра на чувствах. Но это так, чем больше заденет за живое фильм или книга, тем они считаются сильнее и глубже. Ну и, в любое время в искусстве ценятся «нужные идеи», а не просто эмоциональная стимуляция целевой аудитории. От киношников тогда не просили выставить врагом какую-то нацию, от них просили показать зло, которое необходимо наказать.

«Снимите врага, его звериный облик… – Довженко замолчал, задумался на секунду и продолжал: – Я говорю не просто о фашисте… Он такой же, как мы с вами, похож на человека и может вызвать жалость и участие. Русскому присущи гуманность и человечность больше чем кому-либо другому. Я говорю о содеянном им зле…»

-8

И зло наказали. Как и хорошее кино, эта история закончилась хэппи-эндом. Да, ценой больших потерь, но, как известно, небо светлее после бури. И тут все задумались – а что дальше? Что может испытывать тот, кто очень-очень долго и страстно чего-то желал, и вдруг получил это?..

-9

А дальше было ещё много работы, ведь нужно было разгребать весь этот вселенский бардак. Да уж, ломать – не строить.

-10
-11

У киношников всё то же самое. Было то, что не успели доделать до войны, появилось что-то новое. Впечатлений хватило на целую эпоху кинематографа. Хотя уже даже для моего поколения – это что-то из прошлого, что влияло на жизнь как раз такими вот отголосками: тематическими фильмами, памятными ежегодными акциями. Только мы-то знаем, что история ходит кругами. Жизнь – не фильм. А сериал, где у создателей хватает идей на всё новые и новые сезоны…

-12
-13

Автор: Evil Supreme

Источник: https://litclubbs.ru/articles/44433-propavshii-v-kinohronike-cifrovaja-retrospektiva.html

Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!

-14

Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.

Читайте также: