Найти тему
894 подписчика

СЕРГЕЙ ЛЕТОВ. КУЛЬТПРОСВЕТ.

764 прочитали
Сергей Федорович Летов. Фото автора.
Сергей Федорович Летов. Фото автора.

Только было подготовил для Дзена публикацию о Сергее Курехине, о ярком представителе «эпохи рок-музыкантов 80-х – 90-х годов прошлого столетия», о его «теории грибов», как наметилась встреча с Сергеем Летовым.

Учились в одной школе. Не виделись почти 50 лет!

Летов уникальный человек, замечательный музыкант.

Играет на всех видах духовым инструментов. На саксофонах (сопрано, тенор, баритон и др.), бас-кларнете, флейтах, этнических деревянных духовых инструментах, духовых контролерах, инструментах собственного изобретения и изготовления...

Слежу за его творчеством давно. И вот сподобились встретиться по «наводке» нашей общей знакомой из далекого, школьного прошлого ФМШ Академ-городка Новосибирска.

Давно друзья подбивали написать о школьном периоде 9-х – 10-х классов. Но пока не удалось «поймать», извините за высокий штиль, литературный приём, с которым можно подобраться к написанию киноповести о том периоде нашей жизни в интернате.

Думаю, и Летов, и я шли на встречу в кафе, с симпатичным названием «Нигде кроме» близ Арбата, с противоречивыми чувствами.

"Нигде кроме". Фото автора.
"Нигде кроме". Фото автора.

Сергей младше меня на год. Наши судьбы пересекались, когда он был в 9-ом классе, а я в 10-ом. Я шел на встречу с одношкольником с сильным сомнением, что мне удастся переговорить с «незнакомым» человеком просто на темы «воспитания» и «влияния на формирование личности». Без конкретных фактов и сведений.

Заранее в Контакте Летов мне прямо написал:

«Только никаких шокирующих сплетен я передавать не имею не малейшего желания. С учащимися ФМШ моего года выпуска и соседних я общаюсь. У людей очень разные биографии и разные достижения в жизни. Но вряд ли все горят желанием попадать в какие-то книги в неизвестном контексте».

Абсолютно согласен. Я же не журналюга, и не собираю «жареные» факты из жизни… Мне важна философская основа, скажем так, нашего школьного бытия и детства.

Повторюсь, те же одночатники по ФМШ, отмечая 60-тилетие основания нашей школы и 50-тилетие нашего выпуска (заметка на Дзене «Забугорье»), совершенно неправильно трактовали мои попытки выяснить, кто из педагогов школы оказал на них наиболее сильное влияние.

При первых же минутах нашего разговора в кафе Сергей Летов прекрасно понял мой «философский» замысел и настрой, ответил в той же дружелюбной манере, будто и не было между нами полвека расстояния.

И «включился» в беседу по «полной программе». Совершенно определенно заявил, что на него наибольшее влияние оказал наш НикФил (Николай Филиппович Луканёв), инвалид с одной рукой, кто вел у нас в интернате «Клуб Любителей Искусств» (КЛИ). По-моему, он преподавал историю. По версии Сергея, Луканёв преподавал немецкий язык. Проверим и согласуем.

В общежитии под КЛИ была выделена комната на первом этаже, где и проходили «заседания». Здесь слушали классическую музыку, "записи симфоний Малера, опер Вагнера, музыку барокко, Гайдна и Моцарта, композиторов XX века, Шостаковича, Прокофьева, Стравинского". Луканёв читал фмшатам главы романа «Мастер и Маргарита» Булгакова, из официального источника, «толстого» журнала «Москва». За что, собственно и поплатился исключением из комсомола и отчислением из ФМШ не только Сергей Летов. Кто-то из нашей бдительной «детворы» настучал в дирекцию школы, что в общаге слушают "буржуазную, западную музыку" и тайком читают роман "о Христе". Что в советские времена было совершенно недопустимо.

Но это отдельная история, подлежащая кропотливой разработке, если, конечно, Летов положительно отзовется о моих литературных потугах в написании книжки о периоде восьмых классов ФМШ под названием «Сёма-фымышут» под моим псевдонимом Сергей Е.Динов.

https://ridero.ru/books/syoma-fymyshut_8_4/

На память! Композ автора.
На память! Композ автора.

Сергей Летов, в те свои 14-15 лет был уникальным мальчишкой, не по годам мудрым, проницательным, начитанным, со своей точкой зрения на международные отношения. Он самостоятельно выпускал стенгазету, вывешивал ее в холле первого общежития перед подземным переходом в школу.

Здание интерната состояло из трех зданий. Собственно, учебного здания и двух общежитий, соединенных надземным переходом. Отдельный и неповторимый мир ФМШат.

При упоминании Летовым о стенгазете я отреагировал живо. Для меня в школе это была жуткая, натужная, трудовая повинность за то, что неплохо рисовал. Сообщаю Летову, что «под занавес» 8-ого класса живописно изобразил акварелью, на треть ватманского листа, ствол дерева с наростом гвардии симпатичных, улыбчивых опят на тонких ножках и подписал:

«ФМШата – это опята на древе науки!»

Своеобразная «Теория о грибах» Курехина обозначится в рок-пространстве несколько позже, в конце 80-х. Это была сложная, саркастическая и философская теория.

В отличии от моей, «мелкотемной», как обозвала ее наша «классная дама» и тут же пресекла ее возникновение. Она решительно отрезала ножницами акварельную треть ватмана и понесла "поганки" на доклад в дирекцию школы. Наш тогда директор школы, математик Могилевский благосклонно отнесся к моей «теории», но на уровне классной стенгазеты она так и засохла.

Сергей Летов сотрудничал с Сергеем Курехиным и его музыкальным проектом «Поп-механика» с середины 80-х прошлого столетия.

Сергей Летов в музыкальном проекте Сергея Курехина "Поп-механика". Фото из открытых источников интернета.
Сергей Летов в музыкальном проекте Сергея Курехина "Поп-механика". Фото из открытых источников интернета.

Тут тоже неким образом пересекались наши жизненные пути. Я бывал на концертах рок-музыкантов, наезжая из Москвы в Ленинград-Петербург при любой возможности.

Запомнился концерт Курехина в начале 80-х в каком-то маленьком ДК. Набилось зрителей человек 150 в зал вместимостью на 100, максимум, кресел. Открывается занавес. На сцене стоит рояль. Ни звуковых колонок, ни микрофонов. Минута проходит, две. Зал начинает роптать. На такие рок-концерты не так-то просто было попасть. Да и «выговорешник» по комсомольской линии на работе или в институте можно было заработать элементарно.

На третьей минуте уже кто-то посвистывал из зала. И тут распахивается… крышка рояля, вылезает из рояля на сцену обаятельный Курехин.

Сергей Курехин. Фото из открытых источников интернета.
Сергей Курехин. Фото из открытых источников интернета.

Позже музыканты вытаскивают аппаратуру и микрофоны, выскакивает из-за кулис эпатажный, всклоченный Гаркуша, в пиджаке со множеством значков и начинает выкидывать такие неистовые коленца на краю сцены, что первый ряд с опаской вжимал голову в плечи, опасаясь падения музыканта в зал.

Позже, для меня лично, впечатления от подобных концертов смешивались и во снах обращались в невероятный сюр, где под крышкой рояля вырастали грибы с поразительно узнаваемыми лицами!

Как бывшие участники проекта ФМШ при НГУ Академ-городка Новосибирска, мы с Летовым сошлись во мнении по вопросу "сохранения энергии", Он – химик, я вроде был физиком, но обратился в лирика.

Для меня лично, физический закон «сохранения энергии» по жизни обратился в закон передачи энергии от человека к человеку.

Когда продвинутый нынче и образованный «народ» принимается спорить на тему, кто из «эпохи рок-героев 80-х – 90-х» оказал наиболее сильное влияние на публику и оставил след в душах людских, я привожу одни и те же доводы. Если мы до сих пор вспоминаем творчество Башлачёва, Курехина, Цоя, Мамонова и других, значит, их творческая энергия передалась и нам. Вот и всё! О чем спор?! Если мы вспоминаем даже сценические образы, того же Александра Липницкого (безвременно ушедшего, на Дзене моя заметка «Отзвуки Му»), лысого бас-гитариста с черной бородой на сцене рядом с Мамоновым. Вспоминаем молчаливого, Сергея Летова с саксофоном в белом хитоне рядом с Курехиным, значит, и в зрительную память рок-музыканты тех лет запали прочно.

Прекрасная получилась встреча с одношкольником Сергеем Летовым в кафе «Нигде кроме». Лично для меня, вдохновляющая.

На встрече 4 января 2024 года. "Нигде кроме". Фото автора
На встрече 4 января 2024 года. "Нигде кроме". Фото автора

У Арбата сквозняк и минус 26. В метро отослал дочери с мобильника фотографию со встречи. Она тут же написала:

- Папа, ты встретил волшебника?!

Так и есть! Летов для меня волшебник, ожививший в памяти не только школьные годы, но и неповторимые 80-е и 90-е! Эпоху рок-героев! К чему замечательный музыкант сам имел непосредственное отношение!

Жду резюме Сергея Летова на книжку «Сёма-фымышут».

Пребываю на низком старте! Продолжать или нет свои лит.эксперименты по ассоциативному мышлению с обобщенными, собирательными персонажами?

Но вдохновение, определенно, снизошло!

Новое летоисчисление Летова для моих творческих порывов!

Спасибо за встречу!

Демо-зал кафе. Фото с мобильного телефона автора!))
Демо-зал кафе. Фото с мобильного телефона автора!))

После Написанного. По окончанию нашей дружеской беседы в кафе еще и поэтический вечер Татьяны Грауз "Невидимые поля" случился и открытие небольшой выставки. Заходите!