Найти тему

«Художники» и «мыслители» или способности к обобщению

Учитель объясняет урок. Дети внимательно его слушают. Но одно и то же объяснение воспринимают по-разному.

Здесь есть подробный текст на эту тему

Вот пример. Задание первоклассникам дали одинаковое:

«Покупатель вошёл в магазин в 9 часов утра и пробыл там до 10 утра. За это время он купил там 3 тетради по 5 рублей за штуку и 5 ручек по 3 рубля за штуку. Заплатил за всё 30 рублей. Сколько времени покупатель пробыл в магазине?»
  • Некоторые дети сразу поняли суть, и вычислили, что в магазине покупатель пробыл 1 час. И спросили: «А зачем всё остальное?»
  • Другие дети восприняли задачу, как набор данных и пытались использовать для её решения все данные. Им необходима подсказка.

По таким заданиям можно в некоторой степени судить об индивидуальных особенностях познавательной деятельности детей.

Если мы хотим, чтобы ребенок воспринимал именно то, что нужно, то нужно направлять его сознание. Восприятие тесно связано с мышлением. Воспринял ученик отдельные разрозненные детали или уловил суть?

Способность уловить суть можно проверить и на другом упражнении.

Детям дают пословицы, напечатанные на разных карточках, и предлагают объединить их в группы.

Дети, которые способны уловить суть, объединяют пословицы по смыслу:

О смелости

  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Сам не дерусь, а семерых не боюсь.

О лентяях

  • Дело не медведь - в лес не уйдет
  • Один пашет, а семеро руками машут.

Другие же дети сгруппировали пословицы по случайному признаку:

О животных

  • Волков бояться – в лес не ходить
  • Дело не медведь - в лес не уйдет

С числом 7

  • Один пашет, а семеро руками машут.
  • Сам не дерусь, а семерых не боюсь.

Таких детей нужно специально учить обобщению и правильному восприятию учебного материала. Развить способность к обобщению - очень важная задача.