Учитель объясняет урок. Дети внимательно его слушают. Но одно и то же объяснение воспринимают по-разному.
Здесь есть подробный текст на эту тему
Вот пример. Задание первоклассникам дали одинаковое:
«Покупатель вошёл в магазин в 9 часов утра и пробыл там до 10 утра. За это время он купил там 3 тетради по 5 рублей за штуку и 5 ручек по 3 рубля за штуку. Заплатил за всё 30 рублей. Сколько времени покупатель пробыл в магазине?»
- Некоторые дети сразу поняли суть, и вычислили, что в магазине покупатель пробыл 1 час. И спросили: «А зачем всё остальное?»
- Другие дети восприняли задачу, как набор данных и пытались использовать для её решения все данные. Им необходима подсказка.
По таким заданиям можно в некоторой степени судить об индивидуальных особенностях познавательной деятельности детей.
Если мы хотим, чтобы ребенок воспринимал именно то, что нужно, то нужно направлять его сознание. Восприятие тесно связано с мышлением. Воспринял ученик отдельные разрозненные детали или уловил суть?
Способность уловить суть можно проверить и на другом упражнении.
Детям дают пословицы, напечатанные на разных карточках, и предлагают объединить их в группы.
Дети, которые способны уловить суть, объединяют пословицы по смыслу:
О смелости
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Сам не дерусь, а семерых не боюсь.
О лентяях
- Дело не медведь - в лес не уйдет
- Один пашет, а семеро руками машут.
Другие же дети сгруппировали пословицы по случайному признаку:
О животных
- Волков бояться – в лес не ходить
- Дело не медведь - в лес не уйдет
С числом 7
- Один пашет, а семеро руками машут.
- Сам не дерусь, а семерых не боюсь.
Таких детей нужно специально учить обобщению и правильному восприятию учебного материала. Развить способность к обобщению - очень важная задача.