Найти тему
Стеклянная сказка

Сбруффи - самый большой секрет Венеции, который охраняли от чужаков почти 700 лет

Сначала традиционный анекдот в тему:

Муж звонит жене:
- Настенька, а что ты в кашу сегодня утром добавила?
- Дорогой, это секретный ингредиент, мне его мама дала.
- Срочно говори, что это такое, я в реанимации, и врачи не знают что колоть.

Вы будете смеяться, но в основе долгой и счастливой жизни всегда лежат какие-нибудь секреты. И это касается не только семейного счастья, но и... материального благополучия на уровне целого государства.

Посудите сами, испанцы долгое время никому не рассказывали, как получить поташ - важнейшее сырьё при производстве пороха и стекла. Этот "секретик" позволил испанцам заработать за несколько веков около 500 миллиардов долларов, если переводить на современные деньги.

Русские почти 200 лет охраняли секрет поставок китайского чая в Европу, а после этого ещё около 100 лет поили европу Копорским чаем, выдавая его за элитный белый чай, пока англичане не узнали правду, что белый чай - это не что иное, как иван-чай.

Жители острова Мурано жесточайшим образом охраняли секреты производства зеркал, просветлённого стекла и цветного художественного стекла. Охраняли настолько, что мастерам был запрещён выезд за пределы острова. А немногих перебежчиков, решившихся на предательство, специальная команда ликвидаторов устраняла физически.

Однако у подобных секретов есть один закономерный итог: о содержании тайны рано или поздно узнают, после чего она перестаёт приносить выгоду.

Но так происходит не всегда!

Иногда секреты раскрывают, однако выгода от него всё равно сохраняется у владельца. Просто выясняется, что другим от обладания этого секрета ничего не перепадает. И яркий пример такого секрета - сбруффи!

Само название сбруффи произошло от итальянского слова сбруффо, что переводится как пузырь. И секрет этих пузырей Венеция охраняла более 700 лет, зарабатывая на нём огромные деньги.

-2

Венеция, по сути, небольшой итальянский городишко, которому не повезло с природой, местом расположения, даже море и то было против этого города.

Однако все недостатки власти города смогли обратить в достоинства!

Раз есть море, значит будет порт и торговля. Пусть город находится у чёрта на куличках, зато когда начались крестовые походы, Венеция стала базой крестоносцев. Когда войны закончились, город начал заниматься художественным стеклом, получая просто огромные деньги. Вазы, бокалы, зеркала - всё это делалось в строжайшей тайне и продавалось за чистое золото.

Самым же прибыльным бизнесом Венеции была золотая мозаика.

Золотую стеклянную мозаику делали многие страны: на раскалённый блин стекла накладывали пласт сусального золота - получалось как бы золотое напыление на стекле. Однако такая плитка долго не служила, золотой слой был недолговечен, легко царапался, покрытие истиралось.

Те самые сбруффо
Те самые сбруффо

Хотя золотой мозаики требовалось очень много - её покупали все европейские церкви, соборы, храмы, дворцы. Ни одно изображение не обходилось без золотой плитки. Но, как я уже говорил, качество сильно хромало. Потребители ругались и отказывались платить за косячный товар.

Единственной золотой мозаикой, которая была лучше всех, не теряла своих свойств, не истиралась и не царапалась - была венецианская мозаика.

Дело в том, что она была многослойная - слой золота находился внутри, в самой середине, с двух сторон его защищали слои стекла. Из-за этого на мозаичных картинах появлялся очень богатый блеск, глубина и объём.

Но был один минус: цена!

Она была, как бы помягче сказать, конская.

Разница с обычной двухслойной золотой плиткой составляла до 10 раз. И никто, НИКТО! из мастеров не мог её повторить, хотя пытались многие. Оно и понятно, если бы тебе открылся секрет золотой трёхслойной плитки, то можно было бы подмять под себя очень жирные заказы от церквей, королей и прочих императоров.

-4

Но, увы, не получалось!

Дело в том, что если положить на слой сусального золота верхний слой расплавленного стекла, то оно не прилипнет... от малейшего прикосновения или удара оно лопалось.

Ну не прилипает стекло к золоту!

Однако у венецианцев прилипало!

У всех остальных нет, а у этих да!

За счёт этого и была такая высокая цена - это был символ статуса, символ того, что хозяин дворца или настоятель церкви, собора отдал неимоверное количество дензнаков за украшение. Иногда на мозаику уходило денег в 5-6 раз больше, чем на само здание, настолько это было дорого.

-5

Секрет производства золотой венецианской мозаики смогли разгадать только через 700 лет, в конце 19 века. Оказалось, венецианцы делают мозаику не из листового стекла, а из очень тонкого выдувного!

Сначала мастер надувает огромный пузырь из раскалённого стекла. Он старается, чтобы стенки пузыря были как можно тоньше, практически как у мыльного пузыря (см. фото выше).

Этот пузырь и называется сбруффо!

-6

Потом пузырь разбивается и осколки режутся на части, примерно равные квадратам 15*15 см. На эти кусочки, смоченные водой, сверху накладывается сусальное золото. И они помещаются в печь. Как только стекло разогрелось, на него сверху шлёпают раскалённый блин стекла и раскатывают своеобразным валиком.

Получаются вот такие блинчики, которые снова помещают в печь и дают им "отойти", то есть снимают остаточное напряжение в стекле. Главное в этом процессе, максимально медленно пройти границу в 570-550 градусов, иначе соединение будет очень хрупким.

-7

После остывания, с блинчиков (сбруффи) скалывают края, оставляя только золотую середину и уже ту режут на более мелкие квадраты со сторонами 12*12 мм. Получается настоящая трёхслойная золотая мозаика, которая не потускнеет, не сотрётся, будет всегда яркой и красивой.

-8

Как вы уже знаете, секрет производства золотой мозаики был раскрыт в конце 19 века.

Казалось бы, создавай своё производство и зарабатывай, но нет!

Оказалось, что вполне достаточно одного производителя, который вполне справляется с заказами, а больше и не надо. Потом начались войны, первая, вторая мировые особо было не до золотой мозаики. И только во второй половине 20 века, появилось ещё три производства: одно в Германии, одно в США и одно... в Санкт-Петербурге.

Этого вполне хватает, чтобы закрыть потребности в настоящей золотой плитке во всём мире, в том числе и в нашей стране. И, кстати, наша золотая мозаика ничем не уступает венецианской.

-9