Найти тему
"Липецкая газета"

От Рождества Христова

Неслучайно главный на Липецкой земле монастырь назван Рождество-Богородицким, а один из храмов комплекса именуют Рождественским. Его начинали строить в 1835 году при настоятеле архимандрите Иларии.

После декабрьской взбучки, когда природа отдала нам все долги разом, утерев нос нытикам, говорившим: «Зимы-де теперь сиротские, снега мало, а вот раньше», как-то по-другому смотришь на плоды научно-технической революции, цифровизацию и прочую оптимизацию.

Оказалось вдруг, что даже крутые джипы вязнут в сугробах. А это значит, что-то настоящее ушло от нас безвозвратно. Исчезла из нашего быта лошадка мохноногая с белыми от мороза усами и с попоной на спине: то ли цыгане наших коней увели, то ли извёл прогресс.

Главный монастырь

Не бродят в сугробах в рождественских сумерках маленькие «христославцы» — они теперь играют в компьютерные игры. Не слышно скрипа снега у завалинки, у той самой, где «три девицы под окном пряли поздно вечерком». Девицы, закатив глаза, собирают в сети лайки. Настоящую-то жизнь нынче можно увидеть разве что в каком-нибудь медвежьем углу, где ещё ходят в валенках, топят печи, набирают воду в колодце, полощут в проруби бельё и, прикрутив фитилёк лампадки, помолясь у образов, ложатся спать. А тот, кто не спит, достанет, может быть, с полки старую книжку и раскроет на нужной странице: «В городе Н в год от Рождества Христова случилось событие, которое…»

Всё, именно всё самое главное в этом мире случилось после Рождества Спасителя. Это хорошо знают задонские монахи, когда со счастливыми детскими лицами втаскивают через врата собора внутрь громадные ели, усыпая паперть зелёными иголками. И матушки знают, поэтому и собирают бережно поломанные веточки и несут их к пещерке с Младенцем.

Неслучайно главный на Липецкой земле монастырь назван Рождество-Богородицким, а один из храмов комплекса именуют Рождественским. Его начинали строить в 1835 году при настоятеле архимандрите Иларии. Это был одноэтажный тёп­лый храм, разместившийся при старой братской трапезной и ризнице. Он имел размеры 34,8 на 28,4 метра, и деревянный свод его поддерживали 18 колонн. К 1862 году постройку завершили. Освятить три престола приехал архиепископ Воронежский Иосиф.

Сквозь века

В годы безвременья постройки обители занимал овощесушильный завод. Непосредственно в Рождественском храме размещалось банкомоечное отделение. Среди конвейера, тары, клубов пара не было и намёка на совершавшиеся прежде молитвы. Но спустя время с Божьей помощью церковь восстановили. Теперь здесь кроме ежедневных служб проходят панихиды, а на втором этаже готовится к открытию уникальный музей монастыря.

Сегодня, как и в любом храме, под сводами стоят наряженные ёлки, горят свечи, идёт подготовка к праздничной службе и рождественским дням. Во дворе насельники украшают большие монастырские ели. Всё говорит о приближающемся Рождестве.

И тут хочется открыть книгу Ивана Шмелёва «Лето Господне»: «Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. … Дня за три на рынках, на площадях — лес ёлок. А какие ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. … И мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. … В окошках розовые огоньки лампадок. Звёздный звон, певучий плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, — Рождество. … Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву: «Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови Свет Разума…» И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный был всегда. И будет».

Хотя и исчезла, растворилась в снежной пыли та, крещёная Русь, уступив место новым временам и нравам, а ничего не изменилось, не могло измениться в вечном, Богом установленном, порядке вещей. Ведь и снег, который падает сегодня с неба, скрип под ногами точно такие же, какими были при Иване Шмелёве. А главное, по-прежнему светит в тёмной ночи та Звезда — и верующим, и неверующим.

Надежда и выбор

Конечно, все думают и ощущают себя в этом мире по-разному. И эта разность в самом деле безмерна: грешники считают себя праведниками, а праведники знают, что они грешны. Но в том-то и заключается великий смысл рождения Иисуса, что своим появлением на свет Он дал каждому из нас надежду. Не спасение, но надежду на спасение. Она есть даже у тех, кто грешит и не кается. Ведь путь к Богу открыт, пока мы дышим, думаем, чувствуем, живём и ещё можем сделать нужный шаг.

В день Рождества Христова Православная церковь славит и волхвов, которые первыми преподнесли Ему свои дары, показав, что родившийся младенец есть и Царь, и Бог, и Человек. Они могли бы поклониться царю Ироду, пославшему их предать Христа, но сделали свой выбор. Хорошо, что он всегда есть у каждого человека. И это тоже дар свыше, который ведёт свой отсчёт от Рождества Христова.

Ещё до торжественной вечерни, повечерия и утрени начинается праздник. Он – в глазах монахов, он – в суете, когда все, кто есть в храме, устанавливают пещерку с маленьким Христом у первой колонны. А на полу сразу появляются конфеты – гостинцы младенцу от детей.

Рождественский календарь

6 января — Сочельник. По правилам в этот день едят сочиво — блюдо из варёной пшеницы или риса с мёдом. Вечером стараются исповедаться, в ночь на Рождество — причаститься.

7 января — Рождество Христово. Праздник начинается в ночь с 6 на 7 января в 23 часа со Всенощного бдения и Божественной литургии. После ночного богослужения — праздничная трапеза.

7 — 17 января — Святки (святые дни). Отменяется пост. Это время благотворительности, свершения добрых дел и помощи нуждающимся в честь радости о родившемся Христе.